10 интересных фактов из истории джипа Чероки

10 интересных фактов из истории джипа Чероки

Модель Jeep Cherokee, факты которых вы не знали


Мало кто знает, что концепция Jeep Cherokee имеет долгую и выдающуюся историю. Автомобиль имеет статус непревзойденного внедорожника, и после первого показа машины многие автоконцерны стремились усовершенствовать свои модели, подогнав их под технологические новшества, которыми так знаменит Чероки.

2017 стал годом возвращения знаменитого джипа на первые позиции среди аналогичных моделей. Получив усовершенствованную конструкцию, сохранив спортивные параметры езды, Cherokee всегда стоит особняком среди внедорожников. Позиция «выделиться из толпы » — характерная особенность модели.

Теперь, когда прошел дебют обновленного Jeep Cherokee, можно заглянуть в историю бренда и узнать все неизвестные факты, а может – и тайны развития.

1. Первый внедорожник Unibody

Термин Unibody прочно закрепился за Jeep Cherokee в 1984-м, когда его впервые представили публике. Казалось, что автомобиль состоит из цельного блока, совмещающего и кузов, и шасси в неделимый комплекс.

Эта концепция сразу выделила Чероки и поставила его особняком среди более крупных, но простых моделей. Имея высокие спортивные характеристики, джип не вписывался и в класс спортивных.

Нераздельная конструкция автомобиля заменила громоздкую и тяжелую платформу, на которую устанавливались все внедорожники. Концепция Unibody позволила усовершенствовать дизайн кузова, сделав его более схожим с легковыми авто.

Технические параметры машины также улучшились. Сократился расход топлива, и несмотря на вес 1500 кг, машина показывала высокие параметры сцепления с дорогой. Джип был устойчивым и хорошо преодолевал препятствия.

2. Грузовик и легковушка в одном лице


Несмотря на то, что Чероки был чуть меньше, чем аналогичные модели, и более приземистым, он полностью сохранил качества буксира. Этот параметр восхитил всех покупателей, которые искали модель типа Sport Utility Vehicle.

Во время тестов автомобиль показал, что его способность брать на буксир и стабильно тянуть 2 500 кг – это еще не предел.

Грузовое пространство имело объем 35 см. куб, и это при габаритах автомобиля, не превышающих класс седан.

3. Четыре двери – это много или мало?


Сегодня вряд ли кто-то удивится, что у джипа четыре двери. Но для своего времени это было большим новшеством.

В 1984 году Jeep Cherokee был единственным четырехдверником в лагере внедорожников. Знаменитые Chevrolet S10 Blazer и Ford Bronco II имели по две двери. Первые модели четырехдверных Шевролет появятся только через два года.

4. Настоящий драйв с высоким клиренсом


Если бы Чероки был просто подвешенным универсалом, он бы никогда не стал самым желанным автомобилем для любителей агрессивной езды.

Инженеры и разработчики концепции Unibody не видели ни одного спорного момента, когда придумывали платформу внедорожника. Установленный на прочные осевые передние мосты типа Dana 30 и используя для заднего моста тип Dana 35, 44 , или Chrysler-sourced, автомобиль превысил разумный 8,3-дюймовый дорожный просвет, но при этом имел уникальное сцепление с дорогой. Конструкцию завершали полный привод и фронтальная пружина.

Современный Grand Cherokee имеет аналогичные показатели клиренса.

5. Последний герой — двигатель AMC


Самым запоминающимся узлом в комплектации XJ Cherokee был 4-х литровый шестицилиндровый двигатель. Предполагалось, что это будет последний мотор, выпущенный компанией AMC. Вскоре компания была продана автоконцерну Chrysler. Инженеры АМС разрабатывали данный тип двигателя специально под концепцию XJ. Первые образцы имели мощность в 177 л.с. Увеличив мощность до 190, при крутящем моменте 231, двигатели Cherokee получили оценку «неуязвимые».

6. Проблемы есть у всех


Не стоит думать, что история Jeep Cherokee не имела темных пятен. В течение первых трех лет заводского производства инженеры AMC, которые занимались комплектаций моторов внедорожника, провели ряд неудачных экспериментов. Потребителю были предложены модели с 2,5 литровым двигателем мощностью в 105 «лошадей», который постоянно забивался. Были модели с двигателем V6, объемом 2,8 литра от General Motors, которые не имели мощности первого джипа, присутствовали также внедорожники с дизельным 4-х цилиндровым мотором, который нещадно раскритиковали инженеры Renault.

7. 3 миллиона – это рекорд или статистика?


Jeep Cherokee в некоторых кругах получил определение «одноразовый» внедорожник. Причина проста: если на трассе выходила из строя мелкая деталь, ее можно было легко и просто заменить за небольшие деньги. Ремонт внедорожника обходился очень дешево. Результатом стал пик продаж. С 1984 по 2001 годы было продано 2 884 172 экземпляра. Этот рекорд до сих пор не побит ни одним производителем – Jeep Cherokee считается самым популярным внедорожником в мире.

8. «Не забывайте старика»


Если углубиться в историю Jeep, можно найти автомобиль, который дал толчок к разработке современного Гранда.

Эта модель также носила имя Cherokee, но с дополнительным логотипом SJ. Производство данной концепции закончилось в 1984. Это был автомобиль больших габаритов, построенный по примеру Wagoneer, который был в производстве со времен армейского грузовика Jeep’s Kaiser, с 1969-го.

С 1974 по 1977 год это был исключительно двухдверный автомобиль, первая модель на четыре двери появилась только в 1977-м, и до момента ухода в 1984 году SJ Cherokee выпускался как полноправный «четырехдверник».

9. Возрождение легенды


Во времена широкой популярности Cherokee в Европе модель практически невозможно было увидеть в Северной Америке. Возвращение героя на родину произошло только черед двадцать лет. В 2014 автомобиль официально пришел в родной край, прихватив с собой новую платформу от Fiat.

Платформа предполагала новую коробку передач на девять ступеней, и модельный ряд для 6- и 4-цилиндровых моторов. Внешность внедорожника также претерпела изменения. Теперь у автомобиля появился узнаваемый всеми «акулий нос».

10. Перебирая отличия


Если сравнивать первые модели XJ с сегодняшним Jeep Cherokee, то можно определить главные отличия. Современный Чероки на 16 см длиннее предшественника, его грузовой отсек уменьшился в размерах на 7 см. куб. Параметры мощности не превышают аналогичные параметры пионера, хотя в современной производственной линейке можно встретить модели с объемом двигателя 2,4 при мощности 271 л.с. Это в полтора раза больше, чем мощность первого Чероки.

Вполне объяснимо, что современные машины имеют технологическое наполнение не в пример модели 1984 года. Новые модернизированные системы безопасности, мультимедийные платформы, климат контроль и прочее, прочее.… Но с точки зрения популярности современный Чероки не превзошел первую концепцию, у которой не всегда были даже подушки безопасности.

12 исторических фактов о Jeep

У Jeep действительно яркая и неповторимая история. Прошло уже 75 лет с тех пор, как компания American Bantam Car создала свой первый пилотный экземпляр для американской армии. Написано уже миллион разных статей про Willys, но я хотел бы остановиться лишь на 12 исторических и характерных чертах, о которых стоить знать настоящему поклоннику Jeep.

1.Место рождения

Город Батлер, штат Пенсильвания. Это именно то место, где родился первый пилотный внедорожник от компании American Bantam Car. Автомобиль был отправлен на полевые испытания в лагерь Холабёрд, Балтимор, где 23 сентября 1940 г. состоялись испытания.

2. Решетка

Ставшая привычной и отличительной чертой решетка Jeep, на самом деле заслуга Ford. Пилотная серия от компании Ford под названием GP-1 Pygmy (Пигмей от.англ) имела плоскую решетку с интегрированными фарами. На первый взгляд, особенно не опытный, Willys и GP-1 ничем не отличаются, но это не так. Скажем, Ford стал генератором дизайна. Что касается самой решетки, то первая решетка имела 13 прорезей (1940 г.), второй тип решетки имел 9 прорезей (1941 г.), и, наконец, ставшая легендарной и своего рода иконой решетка с 7 прорезями, появилась на свет в 1945 году.

3. Двигатель

Самым надежным и отобранным из 6 претендентов, стал двигатель L-134, который и после Второй Мировой Войны был неоднократно модернизирован и устанавливался на разнообразные транспортные средства. Сердце первого дедушки Jeep называли Go-Devil, что можно перевести как «Давай,дьявол…жги !»

Двигатель L-134 «Go-devil»

4. Настоящий Willys, какой он?

Для многих это открытие, но настоящий поклонник марки Jeep знает, что первый Willysвыглядел именно вот так и назывался Quads. Проект не получил нужного для развития финансирования и остались от него лишь несколько экземпляров и воспоминания.

Willys Quads

5. Jeep-родоначальник армейских прицепов

Компания American Bantam Car первой получила патент на изобретение и контракт на производство армейского прицепа T3, который в последствии производили все, кому не лень, в том числе и в СССР, пусть, слегка в измененном виде. Всего на свет выпущено 74000 таких прицепов.

Прицеп t3

6. Как все таки его правильно называть и как пишется название?

Настоящий поклонник знает, что если он напишет вместо общепринятого Willys, слово Williesили же Willis, то такие же фанаты марки его за это не осудят. Множество известных печатных изданий, таких как New York Times, часто писали название как им будет угодно. Это именно тот случай, когда не важно как называть, тебя все равно поймут, а суть не изменится.

7. Woody Willys или же «Деревянный Виллис»

После окончания Второй Мировой Войны компания Willys Overland посчитала, что глупо было бы оставить проект только для армии. Дизайнер компании Брукс Стивенс стал автором гениального шедевра. Это был цельнометаллический фургон, обшитый панелями из натурального дерева. Первый Woody имел привод только на заднюю ось и позиционировался как мультифункциональный гражданский автомобиль. Это был хит того времени, благодаря которому, на свет появилось еще очень много интересных мировых авто шедевров.

Willys Woody

8. Имена создателей

Далеко не секрет, что авторов у Willys было несколько. Невозможно создать уникальный автомобиль без общих идей и анализа. Вот основные «родители» : Уильям Ли ( Пехота армии США), Чарльз Гарри Пэйн (American Bantam Car), Фрэнк Фэн (президент American Bantam Car), Чарльз Пробст (инженер American Bantam Car), Гэррольд Крайст (управляющий производством), Дэлмар Руз (главный инженер Willys Overland) и многие другие специалисты.

9. Весь Willys в раздатке!

И отчасти это так. Раздаточная коробка Spicer Model 18 это уникальное и одновременно простое изобретение, позволившее Willys стать таким супер внедорожником. На протяжении всей Второй Мировой Войны «раздатка» служила верой и правдой, проложив дорогу своим потомкам, современным устройствам.

Раздаточная коробка Spicer Model 18

10. Музейные факты

В 1982 году музей Генри Форда продал GP-1 Pygmy, даже не подозревая, что продал один из первых автомобилей, сошедших с конвейера. В настоящее время этот экземпляр хранится в музее ветеранов города Хантсвилль, штат Алабама. А в музее Генри Форда красуется Willys-Overland MB, образца 1943 г.

1943 Willys-Overland Model MB

11.Первый Jeep всё же FORD

Компания American Bantam представила свой опытный образец для армии США 23 Сентября 1940 года. Компания Willys Overland подготовила два опытных образца 11 Ноября 1940 года. Компания Ford тоже предложила две версии GP-1 и GP-2. Таким образом, в результате тяжелых полевых испытаний из пяти кандидатов на лучший армейский автомобиль, был отобран Ford GP-1 Pygmy. Из этого следует, что Ford первым начал поставки для армии США и является старейшим Jeep. Адептам Крайслера не стоит по этому поводу впадать в уныние, ведь примерно в то же время, Willys в полном объеме поставлял свою продукцию. А уже в 1947 году Ford окончательно потерял интерес в этой гонке. Есть факты, есть история, что уж тут поделать…

Ford Pygmy GP-1

12. GP-1 родоначальник стиля и самый значимый автомобиль в истории

Как мы уже знаем, пилотная версия Ford GP-1 является самым первым Jeep. А 7 декабря 2015 года, он был добавлен в списки исторической ассоциации «Автомобильного национального регистра исторических автомобилей» и «Исторических американских инженерных достижений», также закрепившись и записью в «Библиотеке Конгресса».

Таким образом, совсем не важно кто был первым,а кто вторым. Совсем не имеет значения кто стоял у истоков и кто был важнее или круче. Важно то, что весь процесс создания уникального автомобиля стараниями огромного количества людей, вылился в ключевое звено под громким именем Jeep !

автор: Павел Лунегов

по материалам: Historic Vehicle Association и Fourwheeler

фотографии : Fourwheeler, сеть интернет

10 интересных фактов из истории джипа Чероки

Происхождение имени Jeep

Словом “Джип” в русском языке называют практически любой внедорожник, и с акцентированным звуком “Ы” это практически синоним сурового и брутального автомобиля — несмотря на то, что под торговой маркой Jeep продолжают выпускаться автомобили, слово стало нарицательным (кстати, это явление называется “эпоним”).

Впервые слово “Джип” прозвучало в конце 1930-х в США, когда сразу несколько фирм по заданию министерства обороны США приступили к выпуску лёгких многоцелевых автомобилей повышенной проходимости. Построенные по одному образцу, Willys-MA и Ford-GPW практически сразу получили прозвище “Jeep” в честь забавного зверька Юджина Джипа из комиксов о моряке Попае.

Во время Великой Отечественной войны “Джипы” активно поставлялись в Советский Союз по программе ленд-лиза, и на фоне отсутствия в СССР подобного класса техники, короткое и удобное слово закрепилось как за экспортными “фордами” и “Виллисами”, так и за появившимися в 1941 году отечественными внедорожниками ГАЗ-64 и его потомками.

В 1950 году слово Jeep зарегистрировано в качестве торговой марки. За годы существования под этим брендом выпускали автомобили многие корпорации, но общее было одно — Джип всегда ассоциировался с бездорожьем.

Jeep в России

Самыми известными в России моделями Jeep стали Wrangler — среднеразмерный внедорожник, очень узнаваемый благодаря характерному облику, черты которого во многом повторяют машины 1930х-1940х годов, и Cherokee — полноразмерный SUV рамной конструкции, получивший огромную популярность в России в 1990-х годах, являясь относительно доступным и при этом очень неприхотливым автомобилем огромных (для России тех времен) размеров. Собственно, именно благодаря этой машине, именуемой в народе “Джип Широкий”, внедорожники с таким типом кузова и прямыми линиями силуэта по сей день называются “Джип”.

Современный модельный ряд Jeep в России представлен следующими автомобилями:

  • Jeep Renegade, компактный кроссовер стоимостью от 1,2 млн рублей
  • Jeep Cherokee, среднеразмерный SUV со смелым дизайном и впечатляющим набором систем для езды по пересеченной местности, от 2,1 млн рублей
  • Jeep Grand Cherokee, большой и мощный внедорожник, от 2,9 млн рублей
  • Jeep Wrangler, потомок тех самых “Джипов”, машина для покорения сурового бездорожья, базовая комплектация которого носит имя “Sahara” — от 3,2 млн рублей
  • Jeep Compass (2017), потенциальный бестселлер — внедорожник средних размеров, воплотивший в себе традиционную проходимость Джип и набор опций для комфортного передвижения в городе. Цена пока не объявлена, но по словам представителей марки базовая комплектация будет стоить меньше 2 млн рублей

Но в России Jeep любят не за высокие технологии и систему Apple CarPlay. Владельцы Джипов в России, как правило, живут там, где вместо дорог — направления. Например, обладатель Grand Cherokee 1997 года выпуска (автомобилю уже 20 лет!) из Якутии хвалит свой автомобиль за простую и понятную конструкцию: чугунный двигатель V8 объемом 5,2 литра хоть и выдает “всего” 220 лошадиных сил, но зато обладает крутящим моментом как у трактора (406 Н*М), а аппетит (не меньше 12л/100 км) компенсирует всеядностью — в отличие от большинства современных моторов, Jeep способен ездить на бензине марки А-80. Подвеска “как у УАЗика” хоть и не обеспечивает современной плавности хода, но зато неисправности ремонтируются в любых условиях.

Владельцы более новых Джипов, 2000-х годов, отмечают примерно те же особенности. Простые и неубиваемые двигатели и коробки, хорошее “железо” кузова и ЛКП — но при этом проблемы в работе электрики и некоторые неудачные и архаичные конструктивные решения. Типовые проблемы и поломки проходят сквозь года — у Jeep глючит электрика и зажигание, моторы временами “жрут” масло, а элементы подвески иногда просто лопаются и не подлежат восстановлению.

Достоинства и недостатки Jeep

Основные плюсы и минусы автомобилей марки Jeep мы свели в таблицу:

Миф о Большом индейце, или как появился Jeep Grand Cherokee

«Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает Джип Cherokee и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» выпита, выясняется, что Джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит – в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип Grand Cherokee и шестнадцать ящиков «Абсолюта»… В какой-то момент (если банк бандитский) человека убивают, или (если банк государственный) он объявляет себя банкротом…». Виктор Пелевин, «Generation «П».

Т ак вышло, что производство нового флагмана американской компании Jeep пришлось на 1992 год – самый разгар перестройки. Вряд ли автопромышленники из США планировали обширную экспансию России, но вскоре этот внедорожник стали закупать целыми железнодорожными составами. Мощные траулеры, загруженные машинами под завязку, сверхурочно курсировали по Атлантике, не успевая выполнять заказы. Особенно верно это отмечено в пелевинской фразе, послужившей эпиграфом к данному материалу, ведь наличие джипа Grand Cherokee подчеркивало статус владельца и отражало серьезность его намерений. Новая бизнес-модель только зародившегося государства, как в родоплеменной общине, на всех этапах была обусловлена фетишами и символами, без которых просто не принимали в игру. И когда орды предпринимателей подбирали монеты из лопнувшего, словно керамическая копилка «совка», заокеанские менеджеры Jeep радостно присвоили своему детищу статус «Лучшего внедорожника планеты». Так или это? Давайте попробуем разобраться…

Еще один козырь в рукаве Якокки

Когда с Grand Cherokee, наконец, сняли темное покрывало, а случилось это 7 января 1992 года на автосалоне в Детройте, общественность повела себя так, словно в их канапе подсыпали слабительного. Понять зрителей было можно – новый джип выглядел небрежно и хамовато, но с толикой обезоруживающей смелости. Длиннющий, крутобокий, с мощной квадратной «челюстью», увенчанной семеркой хромированных переборок (ставших визитной карточкой модели впоследствии), Grand Cherokee был похож на поджарого вояку-отставника, готового ко всему. Производители отважились на редкую для своего времени технологию UniFrame, сделав несущим кузов и интегрировав в него силовые элементы. Это приблизило вес автомобиля к двум тоннам, но подарило ему исключительную устойчивость на дороге.

И все-таки, прежде чем начать детальный разбор сего образчика «бандитского этикета», предлагаю отмотать события немного назад, в год 1986, т.к. для будущей «иконы стиля» среди внедорожников это было судьбоносное время. Тогда решалась участь Jeep, и весы склонялись не в пользу бренда. Ведь количество автомобилей, проданных детройтскими производителями в этом году, пошло на спад. Цифры в накладных были по-прежнему впечатляющими, но этот результат достигался фиктивными скидками для потребителей – на деле реализация машин оказалась в четыре раза ниже по сравнению с триумфальным началом 1980-х. А теперь американский автомобильный рынок напоминал проколотую шину, которые производители лихорадочно пытались накачать.

По сравнению с японскими аналогами, машины Большой тройки выглядели устаревшими и некачественными. Концерн Chrysler, даже после успешной презентации минивена Dodge Caravan, по-прежнему плелся в хвосте конкурентов, а холдинг AMC, наполовину выкупленный Renault, и вовсе дышал на ладан. Вверенное Ли Якокке производство хоть и обрело финансовую независимость, все же нуждалось в крепком партнере. Финансовый руководитель Chrysler, Стив Миллер, рекомендовал президенту расширить сферу оказываемых услуг, отчего воздух заискрился угрозой предстоящего слияния.

Среди подходящих кандидатов на эту роль Якокка видел American Motors, но не всю компанию целиком, а подразделение Jeep – ее главный актив. Маркетинговые исследования рынка показывали, что американские потребители в основном положительно отзывались о продукции этой марки. В их мозгу с названием Jeep давно и накрепко утвердились ассоциации с военным внедорожником, который помог выиграть Вторую мировую войну. Определенная покупательская прослойка год за годом обновляла свои роскошные полноприводные джипы Wagoneer. Клиенты попроще выбирали Cherokee за его не худшую, чем у военного аналога, проходимость по бездорожью. А молодежи нравилась модель Jeep-CJ7, хотя та и переворачивалась регулярно, хороня под собой водителя и пассажиров. Словом, в 1980-х в США резко повысился интерес к внедорожным автомобилям, поэтому Якокка решил, что приобретение бренда Jeep даст ему преимущество перед остальными производителями в этом сегменте.

10 интересных фактов из истории джипа Чероки

Модель Jeep Cherokee, факты которых вы не знали


Мало кто знает, что концепция Jeep Cherokee имеет долгую и выдающуюся историю. Автомобиль имеет статус непревзойденного внедорожника, и после первого показа машины многие автоконцерны стремились усовершенствовать свои модели, подогнав их под технологические новшества, которыми так знаменит Чероки.

2017 стал годом возвращения знаменитого джипа на первые позиции среди аналогичных моделей. Получив усовершенствованную конструкцию, сохранив спортивные параметры езды, Cherokee всегда стоит особняком среди внедорожников. Позиция «выделиться из толпы » — характерная особенность модели.

Теперь, когда прошел дебют обновленного Jeep Cherokee, можно заглянуть в историю бренда и узнать все неизвестные факты, а может – и тайны развития.

1. Первый внедорожник Unibody


Термин Unibody прочно закрепился за Jeep Cherokee в 1984-м, когда его впервые представили публике. Казалось, что автомобиль состоит из цельного блока, совмещающего и кузов, и шасси в неделимый комплекс.

Эта концепция сразу выделила Чероки и поставила его особняком среди более крупных, но простых моделей. Имея высокие спортивные характеристики, джип не вписывался и в класс спортивных.

Нераздельная конструкция автомобиля заменила громоздкую и тяжелую платформу, на которую устанавливались все внедорожники. Концепция Unibody позволила усовершенствовать дизайн кузова, сделав его более схожим с легковыми авто.

Технические параметры машины также улучшились. Сократился расход топлива, и несмотря на вес 1500 кг, машина показывала высокие параметры сцепления с дорогой. Джип был устойчивым и хорошо преодолевал препятствия.

2. Грузовик и легковушка в одном лице


Несмотря на то, что Чероки был чуть меньше, чем аналогичные модели, и более приземистым, он полностью сохранил качества буксира. Этот параметр восхитил всех покупателей, которые искали модель типа Sport Utility Vehicle.

Во время тестов автомобиль показал, что его способность брать на буксир и стабильно тянуть 2 500 кг – это еще не предел.

Грузовое пространство имело объем 35 см. куб, и это при габаритах автомобиля, не превышающих класс седан.

3. Четыре двери – это много или мало?


Сегодня вряд ли кто-то удивится, что у джипа четыре двери. Но для своего времени это было большим новшеством.

В 1984 году Jeep Cherokee был единственным четырехдверником в лагере внедорожников. Знаменитые Chevrolet S10 Blazer и Ford Bronco II имели по две двери. Первые модели четырехдверных Шевролет появятся только через два года.

4. Настоящий драйв с высоким клиренсом


Если бы Чероки был просто подвешенным универсалом, он бы никогда не стал самым желанным автомобилем для любителей агрессивной езды.

Инженеры и разработчики концепции Unibody не видели ни одного спорного момента, когда придумывали платформу внедорожника. Установленный на прочные осевые передние мосты типа Dana 30 и используя для заднего моста тип Dana 35, 44 , или Chrysler-sourced, автомобиль превысил разумный 8,3-дюймовый дорожный просвет, но при этом имел уникальное сцепление с дорогой. Конструкцию завершали полный привод и фронтальная пружина.

Современный Grand Cherokee имеет аналогичные показатели клиренса.

5. Последний герой — двигатель AMC


Самым запоминающимся узлом в комплектации XJ Cherokee был 4-х литровый шестицилиндровый двигатель. Предполагалось, что это будет последний мотор, выпущенный компанией AMC. Вскоре компания была продана автоконцерну Chrysler. Инженеры АМС разрабатывали данный тип двигателя специально под концепцию XJ. Первые образцы имели мощность в 177 л.с. Увеличив мощность до 190, при крутящем моменте 231, двигатели Cherokee получили оценку «неуязвимые».

6. Проблемы есть у всех


Не стоит думать, что история Jeep Cherokee не имела темных пятен. В течение первых трех лет заводского производства инженеры AMC, которые занимались комплектаций моторов внедорожника, провели ряд неудачных экспериментов. Потребителю были предложены модели с 2,5 литровым двигателем мощностью в 105 «лошадей», который постоянно забивался. Были модели с двигателем V6, объемом 2,8 литра от General Motors, которые не имели мощности первого джипа, присутствовали также внедорожники с дизельным 4-х цилиндровым мотором, который нещадно раскритиковали инженеры Renault.

7. 3 миллиона – это рекорд или статистика?


Jeep Cherokee в некоторых кругах получил определение «одноразовый» внедорожник. Причина проста: если на трассе выходила из строя мелкая деталь, ее можно было легко и просто заменить за небольшие деньги. Ремонт внедорожника обходился очень дешево. Результатом стал пик продаж. С 1984 по 2001 годы было продано 2 884 172 экземпляра. Этот рекорд до сих пор не побит ни одним производителем – Jeep Cherokee считается самым популярным внедорожником в мире.

8. «Не забывайте старика»


Если углубиться в историю Jeep, можно найти автомобиль, который дал толчок к разработке современного Гранда.

Эта модель также носила имя Cherokee, но с дополнительным логотипом SJ. Производство данной концепции закончилось в 1984. Это был автомобиль больших габаритов, построенный по примеру Wagoneer, который был в производстве со времен армейского грузовика Jeep’s Kaiser, с 1969-го.

С 1974 по 1977 год это был исключительно двухдверный автомобиль, первая модель на четыре двери появилась только в 1977-м, и до момента ухода в 1984 году SJ Cherokee выпускался как полноправный «четырехдверник».

9. Возрождение легенды


Во времена широкой популярности Cherokee в Европе модель практически невозможно было увидеть в Северной Америке. Возвращение героя на родину произошло только черед двадцать лет. В 2014 автомобиль официально пришел в родной край, прихватив с собой новую платформу от Fiat.

Платформа предполагала новую коробку передач на девять ступеней, и модельный ряд для 6- и 4-цилиндровых моторов. Внешность внедорожника также претерпела изменения. Теперь у автомобиля появился узнаваемый всеми «акулий нос».

10. Перебирая отличия


Если сравнивать первые модели XJ с сегодняшним Jeep Cherokee, то можно определить главные отличия. Современный Чероки на 16 см длиннее предшественника, его грузовой отсек уменьшился в размерах на 7 см. куб. Параметры мощности не превышают аналогичные параметры пионера, хотя в современной производственной линейке можно встретить модели с объемом двигателя 2,4 при мощности 271 л.с. Это в полтора раза больше, чем мощность первого Чероки.

Вполне объяснимо, что современные машины имеют технологическое наполнение не в пример модели 1984 года. Новые модернизированные системы безопасности, мультимедийные платформы, климат контроль и прочее, прочее.… Но с точки зрения популярности современный Чероки не превзошел первую концепцию, у которой не всегда были даже подушки безопасности.

Jeep Cherokee › Бортжурнал › История племени Чероки, взято из Википедии

Когда-то чероки обитали по обоим склонам южных Аппалачей в области нынешних штатов Теннеси и Северной Каролины.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы. Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото. В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений контакты стали постоянными.

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство. В конце XVIII — XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься земледелием, скотоводством и ремеслами. В 1825—1826 годах вождь племени чероки, Секвойя (Джордж Гесс), утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки, созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.

Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «Великим вождем». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тысячи граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В начале 30-х годов XIX века власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи. Во время принудительной депортации в 1838 — 1839 годов, получившей название «Дорога слёз», погибло свыше 4 тысяч индейцев.

В 1889 г. разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 г. открыта для иммиграции ещё другая часть. Входят в состав Пяти цивилизованных племё

Распространение чероки
В 1880-х годах Гораций Гэль (H. Hale, «Indian migrations, as evidenced by language» в «American Antiquarian», 1883) высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами. Впоследствии данная гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящий момент классификации язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалага (настоящие люди), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee (живущие в горах), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто — народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи. Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов, как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon (живущие в стране пещер). Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрел статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

В 1826 г. вождь чероки Секвойя (или Джордж Гесс), изобрёл слоговое письмо из 85 знаков для черокского языка, которое широко распространилось среди этого племени и используется до сих пор.

Численность[править | править вики-текст]
Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину. Переселение в Оклахому и гражданская война в США вновь сильно уменьшили численность народа.

Перепись 1990 года показала 308 132 чероки, из них чистокровных — 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине. По данным переписи 2000 года численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо, составляла 729 533 человек.[1]

Зарегистрированные члены племени чероки составляют ок. 250 000.

Язык чероки — один из ирокезских языков, на котором говорят индейцы племени чероки. Единственный ещё употребляемый южноирокезский язык, использующий уникальную слоговую азбуку чероки, изобретённую Секвойей.

Jeep Cherokee (XJ) — описание модели

Cherokee XJ был разработан компанией American Motors, которой до 1987-го года принадлежала марка Jeep. В 1987-м году American Motors купил концерн Chrysler, который и занялся производством компактного внедорожника. Продажи XJ шли так успешно, а сам «джип» обладал настолько притягательной внешностью и такой удачной конструкцией, что даже после того, как он был снят с производства в США, лицензионная сборка продолжалась в других странах, а в Китае внедорожник продолжают выпускать до сих пор.

История создания Jeep Cherokee XJ

Разработку компактного внедорожника начала группа инженеров из American Motors и Renault. По результатам их работы был создан прототип, конструктивной основой которого послужил выпускавшийся в то время AMC внедорожник Cherokee SJ. Благодаря участию представителей Renault в ранних набросках интерьера XJ есть черты, свойственные более европейским автомобилям нежели чем американским. В дальнейшем был принят вариант, авторами которого стали разработчики из AMC, работавшие под руководством Ричарда Тигью, вице-президента компании по вопросам дизайна.

Ориентируясь на конкурентные модели, в том числе, на Blazer S-10 концерна GM, руководство AMC приняло решение о выпуске джипа в двух версиях – трех- и пятидверной.

В разработке подвески, трансмиссии и общей компоновки приняли участие инженеры из обеих частей группы – американской и европейской. К примеру, Франсуа Кастен из Renault разработал концепцию использования в XJ, который должен был, по замыслу создателей, быть легким и компактным, сравнительно небольшого мотора, что было крайне нетипично для внедорожников того времени. Эта концепция была реализована, и специально для Cherokee XJ был разработан крайне удачный, культовый четырехцилиндровый двигатель объемом 2.5 литра AMC 150.

Версия, поступившая в продажу в Европе, называлась Jeep Wagoneer. Впервые продажи внедорожника, оснащенного шестицилиндровым рядным двигателем объемом 4 литра начались на европейском рынке в 1992-м году.

Модель производилась в неизменном виде до 1997-года, после чего был произведен рестайлинг, коснувшийся как технических аспектов, так и внешности автомобиля. К примеру, задняя дверь ранних выпусков делалась из стеклопластика, а после рестайлинга ее заменили на металлическую; на дверях и арках появились новые пластиковые молдинги, изменилась лицевая панель вместе с радиаторной решеткой и еще ряд внешних элементов.

Технические особенности Jeep Cherokee XJ

Обе версии – трехдверная и пятидверная строились на одной и той же базе и не отличаются друг от друга габаритами. При этом у трехдверной модификации двери заметно длинее для облегчения посадки задних пассажиров, а передние сиденья снабжены системой, позволяющей складывать их и одновременно отодвигать вперед, освобождая проход. Задние стекла кузова оснащались стеклоподъемниками, поэтому в некоторых версиях позади них устанавливались сдвижные форточки, чтобы обеспечить возможность проветривать заднюю часть салона.

С 1985 года модель Cherokee производилась как с задним, так и с полным приводом. При этом передняя подвеска обеих версий была унифицирована.

Помимо AMC 150 на Cherokee XJ выпущенных для рынка США и Европы ставили еще целый ряд бензиновых двигателей и один дизельный агрегат. Бензиновые двигатели, в основном, были рядными, такими как знаменитый AMC 242, но попадаются и экземпляры с мотором V6 GM 60 LR2. Дизельный двигатель ставился на серии, произведенные для Европы. Это был итальянский четырехлитровый агрегат VM Motori 425 OHV.

Особого описания заслуживает трансмиссия автомобиля, отличающаяся большим разнообразием, разобраться в котором могут только знатоки модели. В разное время на Cherokee XJ устанавливали механические КПП 7-ми типов и три разные автоматические коробки передач.

Однако этим разнообразие не ограничивается. Покупателям предлагали на выбор различные виды полного привода — постоянного и подключаемого, что привело к появлению целого ряда разных раздаточных коробок, обладавших разными возможностями: NP207 Command-Trac с жестко подключаемым приводом part-time и пониженным рядом передаточных числе, NP231 Command-Trac, также с жестким подключением переднего привода по схеме part-time, NP242 Selec-Trac с переключением полного привода full-time/part-time, и их модификации.

Jeep Cherokee XJ в России

В девяностые годы Jeep Cherokee XJ стал одним из символов достатка и преуспевания «новых русских», не тяготевших к излишней помпезности. За отличные ходовые качества, вместимость, проходимость и высокую посадку, позволявшую водителю чувствовать себя уверенно в окружении других автомобилей XJ заслужил уважительное прозвище «Джип Широкий». Он выгодно отличался по цене от запредельно дорогого по тем временам Grand Cherokee и слыл более доступным. Тем не менее, достигнув предела падения в стоимости, цена на XJ зафиксировалась на довольно высоком уровне. Сейчас внедорожник, вне зависимости от года производства, при условии хорошего состояния стоит в среднем на вторичном рынке почти как новая легковая иномарка корейского производства.

Интересные факты о Jeep Cherokee XJ

При разработке Cherokee XJ впервые в истории американского автомобилестроения широко использовались возможности компьютера, в том числе, программ computer-aided design (CAD). Система хранения материалов по новой модели, разработанная AMC, оказалась такой удобной, что после покупки American Motors концерн Chrysler внедрил ее у себя.

Согласно мнению издательства Kiplinger входит в список «20 лучших автомобилей всех времен и народов» и «возможно, представляет собой парадигму внедорожника, которая на протяжении последних двух десятилетий вдохновляет дизайнеров, решающих задачу создания новой модели полноприводного автомобиля».

В начале девяностых модель Cherokee JZ планировали полностью снять с производства и заменить находившимся в разработке новым внедорожником в кузове ZJ, который появился в продаже в 1993-м году под названием Jeep Grand Cherokee. Однако популярность Cherokee XJ у покупателей из самых разных социальных групп (то есть, у домохозяек, поклонников внедорожных соревнований, полицейских, молодежи и тп) была столь велика, что выпуск модели решено было продлить на неопределенное время, и в США XJ собирали еще 8 лет, до 2001 года.

Впервые джипы с правым рулем, позже ставшие серийными и поступившими в продажу на рынках стран с левосторонним движением начали собирать для Почтовой службы США, так как почтальонам удобнее бросать газеты на крыльцо частных домов (традиционный способ доставки почты в небольших городах) из правого окна, расположенного ближе к тротуару или обочине.

Как менялся Jeep Cherokee: из внедорожника в кроссоверы

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

Jeep > Cherokee

Сначала двухдверный Вагонир не имел своего собственного имени. Но в 1974 году такие автомобили с заводским индексом SJ получили знакомое нам название Cherokee.

Модель оснащали двигателями AMC. Это были как рядные «шестерки», так и большие V8. Мощность варьировалась от 110 до 215 л.с.

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

В 1983-м на смену первому поколению SJ пришла новая модель, которая обрела невероятную популярность. В том числе и в России. Jeep Cherokee XJ стал долгожителем и продержался на конвейере аж 18 лет! Как и предшественник, новый Cherokee был рамным внедорожником в задне- или полноприводном варианте. В линейке моторов было множество агрегатов от четырехцилиндрового рабочим объемом 2,5 литра (105 л.с.) до 4-литровой рядной «шестерки» мощностью 193 л.с. За долгую карьеру на эту модель устанавливали и множество различных коробок передач — 3- и 4-ступенчатые автоматы и 4- и 5-ступенчатые механические.

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

Выпускался Cherokee KJ как в заднеприводном, так и в полноприводном варианте. Двигатели были четырех- и шестицилиндровые. Коробки передач — 4- и 5-ступенчатые АКП и 5- и 6-ступенчатые механические.

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

Всего через шесть лет после дебюта третьего поколения была представлена новая генерация Jeep Cherokee с индексом KK. Сохранив компоновку, новый Cherokee внешне стал больше походить на рубленый XJ. Автомобиль был построен на крайслеровской платформе KA и довольствовался 2,8-литровым дизелем или 3,7-литровым V6. По-прежнему имел и заднеприводные версии, но полноприводники составляли львиную долю продаж.

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

В 2014 году пришло новое поколение, которое наделало немало шума. По сути, это была революция после долгого эволюционного развития Cherokee. Впервые автомобиль базировался на платформе Fiat Compact platform, что означало окончательный отказ от рамной конструкции, а также подразумевало поперечно расположенные двигатель и трансмиссию. Еще больше вопросов вызвала странная внешность — передняя оптика была разделена на две части.

Недавно обновилась одна из главных моделей Джипа — Сherokee. И это повод проследить за эволюцией классического внедорожника с рамой и подключаемым передним мостом: ведь теперь это кроссовер с поперечно расположенным двигателем.

Несмотря на то что Cherokee отошел от схемы классического внедорожника на заднеприводной платформе, это не помешало ему сохранить отличные внедорожные таланты .

10 интересных фактов из истории джипа Чероки

Jeep фактически стал родоначальником нового класса автомобилей, а само наименование компании стало нарицательным для обозначения машин для бездорожья. Как и для многих других технических новинок стимулом для создания таких автомобилей стала гонка военных технологий.

Прародители компании

В 1938 году руководство вооружённых сил США приняло решение о проведении тендера на проектирование и производство транспортного средства с высокой проходимостью для замены устаревших мотоциклов с колясками. Самую успешную идею предложил инженер компании American Bantam Карл Пробст летом 1940 года. Его проект представлял собой неприхотливый автомобиль — Bantam BRC с открытым кузовом и грузоподъёмностью в четверть тонны.

Впоследствии армейские чины настояли на доработке этого проекта компаниями Willys-Overland и Ford с последующим производством. Эта модель в военные годы была выпущена общим тиражом в 650 тыс. экземпляров и была отлично воспринята солдатами за проходимость и неприхотливость. По самой вероятной версии нарицательное «джип» происходит от сокращения GPW — так называлась оригинальная модель в производственном исполнении Ford.

Полноценное рождение модели

Менеджеры Willys-Overland после войны сразу поняли перспективность военных разработок для гражданского применения. Однако из-за судебных тяжб с American Bantam только через 5 лет после войны Willys-Overland смог зарегистрировать новую марку Jeep. Первые послевоенные модели назывались CJ (Civilian Jeep — джип для гражданских). Производитель экспериментировал и в 1946 году впервые в истории продемонстрировал заднеприводный микроавтобус вместимостью в 7 человек, а через три года выпустил полноприводную модификацию.

Развитие идей автомобиля для бездорожья привело к дебюту в 1951 году Station Wagon. Он имел более комфортный салон и все менее походил на утилитарный авто. В то же время менялась структура собственников — в 1953 году Kaiser-Frazer приобрел Willys-Overland, а через десятилетие она получила новое имя Kaiser Jeep. Автомобили Jeep были достаточно современные на своё время. Например, дебютировавший в 1962 году Wagoneer, стал первым автомобилем в США с верхним расположением распредвала. Постепенно слава о новой марке распространялась не только по Северной Америке, но и по миру.

Расширение ассортимента

В 60-х годах свои первые результаты дали инвестиции в научно-исследовательские разработки. Jeep был в авангарде внедорожного автомобилестроения в те годы. В 1963 году модель Wagoneer комплектовалась не имеющим конкурентов 250-сильным бензиновым V6, при этом в компании активно разрабатывался ещё более мощный V8. В 1970 году компания снова сменила собственника и была приобретена AMC, но это никак не сказалось на развитии.

1973 год ознаменовался презентацией первой в мире автоматической системы постоянного полного привода с самоблокирующимся дифференциалом. Через год дебютировала самая успешная в будущем модель Jeep — Cherokee. Параллельно на рынок вышла большая модель пикапа Gladiator.

Время изменений

В конце 70-х годов значительно увеличилась доля продаж Cherokee среди других моделей компании. Позже стали доступны и 2-дверные версии. В 1986 году был презентован Wrangler, самый компактный среди всех Jeep. На следующий год AMC обанкротился и компания была выкуплена Chrysler. Новый собственник активно продвигал идеи модернизации автомобилей и к концу XX столетия все модели стали технически современными.

Среди других марок материнского концерна Jeep имел одни из самых стабильных уровней продаж и несмотря на банкротство Chrysler в 2009 году, компания не была продана. Благодаря финансовой помощи Fiat, Jeep очень быстро оправился после кризиса 2009 года и по происшествии 3 лет был зафиксирован новый рекорд по уровню продаж.

10 необычных Jeep

10 необычных Jeep

Первые Jeep — тогда они ещё были просто моделью Willys — появились в 1941 году, а после войны постепенно выделились в отдельный бренд, широко известный своими внедорожниками. Тем не менее, за длинную историю марки появлялись очень интересные Jeep, и не только внедорожные. Итак, необычные джипы!

1. Kaiser-Willys Jeep Wide-Trac (1960). Концепт-кар, разработанный под брендом Jeep компанией Kaiser, которая за семь лет до того поглотила материнскую фирму Jeep — Willys-Overland. Над дизайном трудилось кузовное ателье Crown Coach — в результате должен был получиться, как говорят у нас, вахтовый автобус повышенной проходимости (а точнее, универсальное шасси для установки целого ряда грузовых и пассажирских кузовов). Автомобиль получился не очень удачным по ряду параметров, и проект был закрыт, единственный изготовленный экземпляр не сохранился.

2. Jeep XJ002 Bolide (1969). На фоне моды на масл-кары компания Kaiser Jeep решила предстаивть свою версию спорткара. В 1969 году появились сразу два концепта — открытый XJ001 и закрытый XJ002 (про XJ001 мы писали отдельно). Автомобиль XJ002 был построен на шасси модели Jeepster Commando и имел лёгкий пластиковый кузов. Концепт сохранился до наших дней, в настоящее время находится на реставрации.

3. Jeep Wagoneer 2000 (1991). Футуристический прототип автомобиля XXI века (вообще, в конце 80-х — начале 90-х было очень модно предсказывать, на чём будут ездить в 2000-х годах). В принципе, получилось близко. Машина была оснащена 5,2-литровым 220-сильным двигателем, имела полный привод и интерьер в стиле люкс.

4. Jeep Ecco (1993). Малолитражка в стиле «эко-френдли»: машина полностью сделана из быстроразлагаемых и перерабатываемых материалов. Оборудована 1,5-литровым 85-сильным двигателем и полным приводом.

5. Jeep Jeepster (1998). Концепт-кар, получивший название в честь классической модели 1960-х, в первую очередь характеризовался удивительными шинами, специально разработанными Goodyear. Даже после прокола всех четырёх колёс машина могла двигаться ещё порядка 75 км на спущенных шинах.

6. Jeep Treo (2003). Электромобиль с двумя моторами, приводящими в движение соответственно передние и задние пары колёс, попытка показать что-то подобное «Смарту» на Токийском автосалоне 2003 года.

7. Jeep Nukizer 715 (2010). Поразительной красоты ретро-внедорожник дал начало целой серии концепт-каров Jeep, выполненных в винтажной стилистике. Визуально дизайнеры отталкивались от классической армейской модели Kaiser Jeep M715 (1965). Титанические шины Goodrich KM2 и 2,8-литровый турбодизельный двигатель обеспечивали машине великолепную проходимость.

8. Jeep Wrangler Blue Crush (2011). Концептуальный сафари-кар, разработанный (впрочем, как и предыдущая модель) подразделением Mopar, специализирующимся на производстве и поставках запасных частей для автомобилей концерна Chrysler. Эту машину смело можно считать самым «вездеходистым» Jeep в истории.

9. Jeep J-12 (2012). Безупречно красивый ретро-пикап, логическое продолжение Nukizer 715, разработанное дизайнером Кайлом Эвансом.

10. Jeep Mighty FC (2012). И ещё один ретро-джип, на это раз в необычном форм-факторе лёгкого бескапотного пикапа. Дизайн модели отсылает зрителя к классической модели грузовичка Jeep Forward Control, производившейся с 1956 года. Базой концепта стал Wrangler Rubicon, усиленный тюнингованными компонентами от Mopar.

Ссылка на основную публикацию