Как правильно ездить на автомобиле в дождь

Как правильно управлять автомобилем в дождь и снегопад

Эксплуатация транспортного средства в летнее время на свободной от пробок трассе способна доставлять удовольствие. Но использовать личный автомобиль приходится в любое время года, в том числе ночью и при плохих погодных условиях. Основные сложности в управлении возникают при выпадении осадков и при наличии тумана. Дождь и снегопад увеличивают риск ошибок и возникновения ДТП.

Основные сложности управления транспортным средством в сложных погодных условиях

Современные автомобили оснащаются новейшими системами, помогающими в управлении и компенсирующими ошибки в управлении. Но полностью исключить риск заноса автомобиля со всеми вытекающими последствиями не удается. Основными причинами возникновения аварийных ситуаций являются:

Снижение видимости и обзорности при снегопаде и дожде.

Дорога становится скользкой из-за выпавшего снега. Образовавшиеся во время дождя лужи также значительно ухудшают сцепление покрышек с дорогой.

Блики от света фар на влажной или заснеженной дороге сильно мешают в управлении автомобилем.

Автомобильные шины часто рассчитаны на определенное дорожное покрытие и режим вождения. Изменение данных условий негативно влияет на управляемость.

При снегопаде и дожде увеличивается тормозной путь автомобиля, что повышает уровень аварийности.

Даже если водитель в совершенстве владеет навыками управления в сложных погодных условиях, другие участники дорожного движения могут допускать серьезные ошибки.

Для того чтобы избежать аварийных ситуаций, желательно быть готовым к изменению погодных условий. Большое значение имеет качество покрышек и стиль управления транспортным средством. В некоторых случаях от поездок лучше всего отказаться.

Особенности вождения в дождь

Вождение в дождь на первый взгляд не имеет особых сложностей. При этом увеличение количества аварий является объективным фактом. Основные опасности для водителя заключаются в снижении видимости, появлении эффекта аквапланирования и снижении силы сцепления покрышек с дорогой.

Для того чтобы сделать поездку безопасной, необходимо придерживаться следующих правил:

В первую очередь требуется снизить скорость до 50 километров в час и менее.

Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть увеличена, так как тормозной путь на скользкой дороге также возрастает.

Для того чтобы стать на трассе более заметным, необходимо включить фары и противотуманные фонари.

Остановка автомобиля обязательна, если стеклоочистители не справляются со своей задачей.

Перед пешеходными переходами необходимо быть особенно внимательными и до минимума сбрасывать скорость.

Перед лужами необходимо сильно снижать скорость, чтобы избежать скрытых под водой ям и эффекта аквапланирования.

При заносах обязательно исключаются резкие повороты рулевого колеса. Такой подход позволит избежать сноса транспортного средства с дороги.

Указанные рекомендации являются несложными и доступны для любого водителя. Соблюдение данных правил существенно снижает риск аварийных ситуаций, что гарантирует безопасность для водителя и пассажиров.

Как управлять автомобилем при сильном снегопаде

Вождение в зимнее время при сильном снегопаде является более сложным, чем при дожде. Усложняют управление сумерки, которые в зимнее время наступают гораздо раньше. Для того чтобы на дороге не возникло затруднений, перед поездкой необходимо очистить автомобиль от скопившегося снега и льда. В результате удается улучшить обзорность.

Вне зависимости от времени включатся фары и противотуманные фонари. Автомобиль становится более заметным на дороге. Скорость движения существенно снижается. При этом следует избегать резких разгонов и таких же торможений. Набор скорости и остановка должны быть плавными, а все действия лучше начинать делать заблаговременно.

Концентрация является основным условием безопасного вождения. При снегопаде необходимо не отвлекаться на разговоры, смотреть по сторонам, общаться по телефону. Обязательно увеличивается дистанция до впереди идущего автомобиля. Такой подход позволит избежать экстренного торможения и заноса транспортного средства.

При заносах нельзя резко выворачивать руль. Водитель должен постараться плавно вернуть автомобиль на траекторию движения. Также надо быть готовым к экстренным ситуациям, связанных с ошибками вождения других участников дорожного движения. Выполнение указанных рекомендаций позволит избежать ДТП, различных неприятностей на дороге, сохранить свои нервы и здоровье, сделать поездку комфортной и безопасной.

Особенности вождения в дождь

Чем опасен дождь для автомобилиста? Мало того, что во время дождя снижается видимость, дорога становится скользкой, а управлять автомобилем становится сложнее. Советы автоинструкторов, как вести себя водителю во время дождя, помогут избежать неприятностей на дороге.

Ограниченная видимость

При сильном дожде все предметы, включая пешеходов и другие автомобили, видны нечетко. Видимость ухудшается еще и из-за капель дождя, падающих на ветровое стекло, и из-за грязи от едущих впереди машин. Инструкторы по вождению советуют всегда держать бачок омывателя полным, а стеклоочистители в идеальном состоянии, чтобы в любой момент очистить лобовое стекло.

Не рекомендуется опускать боковые стекла, даже если они запотели. Проезжающие мимо автомобили могут окатить вас водой, а это отвлечет вас от дороги.

Скользкая дорога

Даже самая идеальная дорога в дождь превращается, можно сказать, в каток. Почему так происходит? Дело в том, что слой песка и грязи намокает, а когда он оказывается между покрышками и дорогой, то становится своеобразной «смазкой». Более того, масло от машин образует пленку, которая при дожде размокает и увеличивает скольжение.

Размокшая грязь в значительной степени ухудшает сцепление шин с поверхностью дороги. Особенно в самом начале дождя, когда вся грязь с асфальта еще не смыта. Кстати, мелкая морось гораздо опаснее, чем проливной дождь. Коэффициент сцепления в этом случае намного меньше, чем после ливня.

Стоит отметить, что свойства сцепления у различных дорожных покрытий отличаются. Так, например, асфальт и мостовые из крупных булыжников более опасны в дождь, чем бетон и брусчатка.

Правила вождения в дождь

  1. Скорость автомобиля не должна превышать 50 км/ч.
  2. Тормозной путь на мокрой дороге увеличивается, поэтому начинайте торможение заранее. Заблаговременное торможение позволит другим транспортным средствам вовремя сориентироваться и снизить скорость.
  3. Не советуем во время дождя пользоваться круиз-контролем. Часто эта система не адаптирована под сырые погодные условия, поэтому считает, что машина едет по сухому асфальту.
  4. Не забывайте про фары. Автомобиль с включенными фарами заметнее в плохую погоду. Самый оптимальный вариант — противотуманные фары, а вот дальний свет, отражаясь от капель дождя, будет слепить.
  5. Обязательно соблюдайте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Еще раз напомним, что тормозной путь на мокрой дороге увеличивается.
  6. Если стеклоочистители по какой-то причине не работают, продолжать движение запрещено! Видимость в этом случае нулевая, а это крайне опасно.
  7. Если ваш автомобиль занесло, не нужно делать резких поворотов руля и давить на тормоз. Иначе автомобиль закрутит.
  8. Помните, что в ненастную погоду пешеходы часто забывают об осторожности, желая побыстрее укрыться от дождя. Так что перед пешеходными переходами заранее сбрасывайте скорость, хотя делать это нужно и в хорошую погоду.
  9. Если тормозные колодки намокли, эффективность тормозов заметно снижается. Высушить их очень просто: следует проехать небольшое расстояние, при этом слегка нажимая на педаль тормоза несколько раз. Колодки согреются, а вода испарится.
  10. Всегда тормозите перед лужами. Во-первых, в них может быть яма или открытый люк. Во-вторых, вода может попасть в тормозные колодки. И, в-третьих, может возникнуть, так называемый, эффект аквапланирования: на высокой скорости вода не успевает уходить из-под колес, и автомобиль «плывет», то есть становится практически неуправляемым.

Видео об управлении автомобилем в сильный дождь:

user6863 › Блог › Советы автомобилистам осенью: как ездить в дождь

Осень — не самое любимое время года для автомобилистов. Постоянные дожди значительно усложняют процесс вождения. Вы можете избежать ночных поездок, но от дождя никуда не деться. Причем чаще всего он льет именно тогда, когда его меньше всего ожидаешь. Дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что ухудшаются состояние дороги и способность автомобиля передвигаться. Асфальтированное шоссе, которому вы еще недавно не могли нарадоваться, после первых капель дождя превращается буквально в каток.Будьте особенно осторожны на дороге в первые часы после начала дождя. На проезжей части, даже с лучшим покрытием, всегда есть пыль и песок, остатки горюче-смазочных смесей, намокнув, превращаются в незаметный слой грязи. Между поверхностью шоссе и шинами эта грязь такая же скользкая, как смазка. Поэтому нужно очень плавно снижать скорость и воздержаться от резких маневров и торможений. Через некоторое время дождь смоет грязь, и движение станет относительно безопасным.

Если вам нужно остановиться, начинайте тормозить плавно и заранее. Такие действия позволят водителю, едущему за вами, увидеть, что вы собираетесь остановиться, и тоже сбросить скорость.

В дождливую погоду не пользуйтесь круиз-контролем. Во многих моделях эта система не адаптирована под езду в дождь. Машина будет считать, что едет по сухой дороге, что чревато потерей управления.

Старайтесь объезжать большие лужи. Помните, что в них могут быть открытые канализационные люки, большая выбоина, булыжники или вязкая грязь.

Помните, что дальний свет для езды в дождь не подойдет — он будет отражаться от капель дождя и слепить вас. В дождь идеально подходят противотуманные фары.

Если дождь настолько сильный, что вы теряете из виду машину, едущую впереди, лучше остановиться и переждать ливень. Обязательно включите аварийную сигнализацию.

В дождь лучше держаться подальше от автобусов и грузовиков. Из-под их больших колес в дождливую погоду обычно летит много грязи, которая, попав к вам на лобовое стекло, может полностью лишить вас видимости.

Если вы чувствуете, что ваш автомобиль начинает заносить — не давите резко на педаль тормоза и не выкручивайте судорожно руль. Машину может «закрутить». Просто уберите ногу с педали газа и медленно надавите на тормоз.

Дождь снижает видимость, поэтому будьте предельно внимательны. В таких же неблагоприятных условиях находятся и другие водители, а пешеходы, позабыв об осторожности, перебегают через дорогу в самых неожиданных местах, чтобы быстрее где-нибудь укрыться от дождя.

В сильный дождь или в грозу приходится быть готовым и к внезапным естественным препятствиям. Молнии бояться не следует, но вам могут преградить дорогу сломанные сильным ветром ветки, вывороченные деревья. Иногда для крупных неприятностей бывает достаточно лужи, образовавшейся в углублении на дороге, или разлившегося ручья. Вода очень упруга; въехав в такое озеро одним колесом, вы внезапно почувствуете сильное сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди машины так, что зальет ветровое стекло и на мгновение ослепит водителя.

Ещё одна опасность – мокрые тормозные колодки (вода словно выполняет роль смазки и сильно снижает эффективность тормозов). Если с вами случится такая неприятность, не забудьте их тот час же проверить. Чтобы быстро высушить их, достаточно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль. Тормоза согреются, а вода испарится.

В некоторых марках автомобилей вода может проникнуть в электрические приборы автомобиля (например, в распределитель и к свечам) или промочить старые затвердевшие кабели, что приведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, ищите причину, прежде всего, в распределителе, досуха вытрите его внутри. Кабели укрепите так, чтобы они не дотрагивались до металлических частей. Ночью вы легче найдете поврежденное место благодаря искрам, которые днем, к сожалению, не будут видны.

Скорость движения, естественно, рассчитывайте исходя из условий шоссе и видимости. Даже если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой продолжительным дождем, можно ехать сравнительно быстро, не рассчитывайте, что оно будет таким же шероховатым и на поворотах. Одно единственное место с гладким асфальтом может привести к аварии.

Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся и на других автомобилях, а также пешеходов, которые легко забывают об осторожности, стремясь поскорее перебежать дорогу и укрыться от дождя. Если изменяется поверхность дороги, проверьте ее качество заранее, притормозите на прямой дороге, не ждите, пока ее свойства обнаружатся на повороте или в момент, когда понадобится быстро затормозить перед непредвиденным препятствием.

Водителями, умеющими ездить в мокрую погоду, не рождаются. Но если у вас есть желание и упорство, этому можно научиться. Даже среди лучших гонщиков вы найдете таких, которые боятся мокрой дороги. Но есть среди них и те, кто чувствует себя на мокрой дороге, как рыба в воде. У них хватило терпения воспитать в себе тонкое чутье, столь необходимое при управлении автомобилем на скользкой дороге. Если вы захотите научиться этому, вы непременно овладеете этим искусством.

Как правильно ездить в дождь на машине?

Автомобиль — отличное транспортное средство, которое, в отличие от мотоцикла, позволяет передвигаться и в дождь, и в снег, и в слякоть. Но у каждой медали две стороны. Водителям автомобилей необходимо быть более бдительными при езде в дождь, ведь на влажном асфальте транспорт ведет себя иначе. Плохая видимость повышает шансы попасть в аварию в несколько раз.

О чем следует помнить в дождь

Водителю необходимо всегда соблюдать дистанцию. Скорость движения также следует сбавить. Не стоит ехать быстро, даже если вы профессионал и уверены, что справитесь с управлением. Дело в том, что с ним могут не справиться другие участники движения. Боковые стекла автомобиля имеют свойство запотевать, это сильно раздражает большинство водителей. При этом открывать окно категорически нельзя. Вашу машину могут обогнать, и вы получите порцию свежей грязи и воды не только в лицо, но и в салон.

Всегда снижайте скорость автомобиля перед лужами. Это следует делать потому что:

  1. Избегайте эффекта аквапланирования. Во время этого между колесами авто и мокрым полотном дороги полностью пропадает контакт. Это происходит из-за того, что вода не успевает вытисниться из-под протектора и машина одним колесом буквально начинает плыть.
  2. Тормоза. При попадании в лужу можно намочить тормозные диски. Это значительно удлиняет тормозной путь. В случае если вы умудрились их намочить – то просто необходимо несколько раз нажать на тормоз, дабы просушить их. Всегда проверяйте тормоза перед дождливой поездкой
  3. Глубина ямы. Лужа образуется только на неровных поверхностях дорожного полотна, а значит, что внутри лужи – яма. Она может быть, как глубокая, так и не очень. Избегайте резких маневровых операций, всё по той же причине – плохой видимости.

Советы и правила которые стоит соблюдать при вождении в дождливую погоду

  1. Во время сухой погоды асфальт покрыт слоем пыли и машинного масла. Во время дождя вся эта масса делает из дорожного полотна необычайно скользкий каток. Хороший дождь вскоре очистит дорогу, и она станет менее опасной.
  2. Позаботьтесь о времени. Помните, что скорость движения автомобильного потока в дождь составляет приблизительно 45-55 км/ч. Поэтому необходимо выезжать с хорошим запасом времени, чтобы не пришлось передвигаться быстро.
  3. При торможении плавно нажимайте на тормоз, старайтесь делать это заблаговременно. В мокрую погоду тормозной путь значительно больше. Это поможет избежать аварии, так как идущий за вами автомобиль увидит ваше намерение притормозить, сумеет среагировать и сбавит свою скорость.
  4. Забудьте о функции «круиз-контроль», если он имеется. В некоторых автомобилях он не приспособлен для езды в мокрую погоду, так как транспорт может стать неуправляемым.
  5. Избегайте крупных луж, ведь в них может находиться инородное тело. На дне вязкая грязь способна засосать колеса автомобиля. При проезде через лужу необходимо соблюдать низкую скорость.

Будьте бдительны на дороге, соблюдайте ПДД и уважайте других автомобилистов и участников движения. Взаимоуважение поможет избежать аварийных ситуаций и спасет много жизней.

Как обезопасить езду на автомобиле во время дождя

Такое погодное явление, как дождь может доставить автомобилисту большие неприятности. Во-первых, чаще всего ливень или гроза начинаются внезапно, от них во время пути иногда просто некуда скрыться. Из-за таких атмосферных сюрпризов ухудшается состояние дороги и снижается управляемость авто. Как правильно ездить на машине во время дождя, чтобы уменьшить его отрицательное влияние и максимально обезопасить себя и свою машину? Почему мокрая дорога превращается в настоящий каток? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Мокро – значит, скользко.

Как только дождь начинает поливать дорогу, ее поверхность сразу становится очень скользкой. Это происходит из-за того, что лежащие на ней песок и пыль намокают и превращаются в тонкий слой жидкой грязи. Она в свою очередь действует как «смазка», находясь между колесом и поверхностью дороги. Кроме влажности есть и еще одна неприятность – вытекающее из едущих по трассе автомобилей масло, соединяясь с грязевым слоем, усиливает скольжение и еще более ухудшает сцепление колес с асфальтом.

Если принимать во внимание коэффициент сцепления, то ехать на машине после ливня будет легче, чем при мелком моросящем дожде. А если рассматривать этот показатель для различных дорожных покрытий, то можно сделать вывод, что более опасно движение по асфальтированной дороге или вымощенной крупными булыжниками, чем езда по «бетонке» или брусчатке из мелких плиток. Самое начало дождика может оказаться даже опаснее, чем ситуация в середине или конце его, ведь через какое-то время грязь частично смывается с дороги, соответственно, улучшается и сцепление шин.

Основные правила езды на машине во время дождя.

1. Любой опытный водитель или инструктор по вождению знает, что во время дождя скорость движения авто должна быть минимальной и не превышать 50 или даже 40 км/час.

2. Следует также учитывать, что тормозной путь транспортного средства в такой ситуации увеличивается, поэтому торможение лучше начинать выполнять раньше, чем это делалось бы в ясные и солнечные дни.

3. Не следует использовать в плохих атмосферных условиях круиз-контроль. Данный прибор под сырую погоду не адаптирован, это означает, что система будет продолжать воспринимать движение, как езду при обычной езде, что небезопасно.

4. Водителю рекомендуется в дождливый период включать автомобильные фары (лучше всего противотуманные) и выполнять движение в таком положении.

5. Крайне важно также при этом соблюдать дистанцию между движущимися машинами.

6. Перед каждой поездкой следует обязательно проверять, работают ли дворники, иначе видимость может оказаться нулевой.

7. Если на мокрой дороге ваше авто начинает «заносить», нельзя производить каких-либо резких движений (например, сильно выжимать педали, дергать руль и т.д.), чтобы машину не «закрутило».

8. Водитель должен иметь в виду, что многие пешеходы, убегая от дождя, забывают об осторожности и чаще нарушают правила перехода улицы.

9. И последнее – если вы попали в очень сильный ливень, то разумным решением будет все-таки не продолжать движение, а по возможности переждать непогоду, припарковавшись в ближайшем подходящем месте.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

Вождение автомобиля в дождь, 15 нюансов

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

Покупай дешевле через Летишопс http://bit.ly/2LDvdsl и получай кэшбек с Алиэкспресс и с других интернет магазинов.
—————————-
#Вождение_в_дождь имеет свои секреты. #Мокрая_дорога не прощает ошибки. В этом видео уроке мы расскажем про 15 нюансов. #Вождение для начинающих и полезные советы водителям.

0:05 Вождение автомобиля в дождь
0:15 Какие есть нюансы при движении в дождь
0:17 Как избежать аквапланирования
0:19 Безопасность движения
0:30 Неуправляемый автомобиль на мокрой дороге
0:34 Первые капли дождя
0:47 Мокрые листья на дороге
0:58 Лужи и ручьи
01:30 Аквапланирование
01:39 Машина начинает плыть
01:51 Коэффициент сцепления с дорогой
01:57 Шины с хорошим протектором
02:03 Новая резина для машины
02:06 Рисунок протектора на шине
02:22 Разность сцепления колес
02:31 Занос задней оси
02:40 Генератор снизу — проблема
02:57 Гидроудар
03:07 Мокрые тормозные колодки
03:13 Эффективность тормозов
03:25 Хорошо работающие дворники
03:29 Потеря видимости — опасная ситуация
03:40 Запотевшие стекла
03:50 Факторы ухудшающие видимость
04:05 Соблюдайте дистанцию и скоростной режим
04:14 Вождение по городу
04:26 Вождение автомобиля в сложных условиях
04:29 Утомление, усталость — безопасность движения
04:45 Дети в машине
04:53 Зная и соблюдая эти правила обезопасьте себя при вождении в дождь и на мокрой дороге

Это видео будет полезно не только начинающим водителям, но и тем кто «подзабыл».

Плейлисты:
Советы и лайфхаки для автомобиля — https://goo.gl/bh8nNU
Мифы, ошибки и заблуждения — https://goo.gl/qqxbZ3
Вождение автомобиля — https://goo.gl/hoLRri

Современный автомобиль это очень интересно, а иметь свой и разбираться в теме к тому же выгодно. Подписывайтесь на канал Autoee и будьте грамотным водителем на дороге.

Как безопасно ездить в дождь: главные правила автомобилиста

Автомобилистам всегда необходимо быть очень осторожными, так как дорога не прощает ошибок. Чтобы во время летних ливней не попасть в аварию, необходимо познакомиться с некоторыми правилами, как в это время следует вести себя на дороге.

Видимость на дороге

Даже после хорошего дождя, не говоря уже про то время, когда дождь еще идет, существенно ухудшается обзор. В таких ситуациях рекомендуется снизить скорость движения и постараться увеличить дистанцию. По действующим правилам во время такой погоды у машины должны быть включенными дневные ходовые огни или ближний свет фар. Бывает порой и так, что даже такие сигналы разглядеть удается с трудом и тогда дополнительно следует включить противотуманные задние огни.

Порой водители попадают в очень сильный ливень, когда стеклоочистители не могут справиться со своей работой. В это время лучше всего съехать на обочину и немного подождать, пока дождь успокоится. Если такой вариант не возможен, тогда необходимо включить аварийную сигнализацию и до максимума снизить скорость движения.

Сцепление с дорогой

На дорожном покрытии всегда присутствуют посторонние частички. При намокании они сразу превращаются в грязь, даже если водителю кажется, что покрытие еще сухое – оно уже является опасным, так как сцепление сильно ухудшается. Чтобы более уверенно чувствовать себя и не попасть в ДТП, следует снизить скорость и постараться не делать резких маневров.

Большую опасность в себе таят люки, причем не одну. Машина со стертыми протекторами на шинах может на некоторое время терять управление при попадании в лужу, ведь сцепление в это время с дорогой существенно уменьшается. Никаких резких движений нельзя делать, иначе при восстановлении сцепления произойдет занос. Еще одной опасностью луж является то, что водитель не может знать, что под ней находиться, а там может быть большая яма, колодезные люки. Лучше постараться пропустить лужу между колес или объехать, если это возможно.

Стараться избегать езды по лужам следует из-за большой вероятности получить гидроудар. Так называется ситуация, когда вода попадает в цилиндры через впускную систему. Она приводит к серьезным внутренним разрушениям двигателя и за его ремонт придется дорого заплатить.

Прочие опасности

Внимательным на дороге нужно быть особенно при дожде, который сопровождается сильным ветром. В это время на дорогу могут падать дорожные знаки, деревья и прочие предметы, представляющие собой угрозу для движущегося транспорта и являющиеся причиной аварий.

Каждый водитель должен помнить о том, что намокшие тормозные накладки работают менее эффективно, а потому тормозной путь может увеличиваться. Чтобы этого избежать, периодически нужно во время движения пользоваться тормозами и тем самым просушивать эти самые накладки.

Если вам понравилось, пожалуйста, не забудьте поделиться с друзьями!

Безопасное вождение автомобиля в дождь

Отправляясь в дальнюю поездку, сложно предугадать, какие сюрпризы преподнесёт погода. И если даже вы выезжаете под чистое голубое небо, то это не гарантирует, что через пару десятков километров вас не встретит дождь. Мокрая дорога опасна – это прописная истина, известная любому опытному водителю. Дождливая погода усложняет вождение автомобиля и подвергает риску всех участников дорожного движения. Поэтому те, кто сели за «баранку» должны быть готовы к любому сценарию на дороге.

Будьте осторожны при первых каплях дождя

Если вы заметили первые капли дождя, лучше заранее снизить скорость и усилить внимание. Повороты, развороты, обгоны и возможные резкие манёвры надо совершать с особой осторожностью или на время вовсе отказаться от них.

Почему-то многие водители без особого волнения относятся к первым каплям дождя. Но именно слегка смоченное дорожное полотно очень коварно. Ведь на любой дороге есть участки, где могут быть частицы автомобильной резины, пыль, песок, пятна моторного масла или горючего. Дождевая вода превращает всё это в скользкую плёнку, которая уменьшает сцепление колёс с поверхностью дороги. Как результат, на повороте или при обгоне машину может занести. Выйдет водитель из заноса или нет, зависит только от опытности. О том, как это сделать, можно прочитать в этой статье.

После того, как дождь усилится, вся скользкая плёнка просто смоется с дорожного полотна. Дорога станет безопаснее.

При любых сомнениях снижайте скорость

Водитель с маленьким опытом вождения не всегда способен заметить, что он теряет управление и автомобиль начинает заносить. Опытные автолюбители это определяют сразу и предпринимают меры предосторожности.

Если при движении возникает хоть малая доля сомнений и кажется, что машину начинает заносить, надо незамедлительно снизить скорость. Причём плавно. Никакого резкого торможения – это лишь усилит занос, и автомобиль может «вылететь» в кювет.

Избегайте глубоких луж

Качество отечественных дорог оставляет желать лучшего. Выбоинами и глубокими ямами сложно удивить российского водителя. Хотя и на Украине ситуация ничем не лучше. В Беларуси в этом плане ещё более менее хорошо – особенно на скоростных трассах и на дорогах населённых пунктов.

Глубокая лужа опасна тем, что водитель не знает, что находится на её дне. А там может быть всё что угодно – от стекла, острых металлических предметов до строительного мусора. Тем более, очень глубокие лужи могут повредить и сам автомобиль – например, оторвать глушитель. Хотя на некоторых дорожных ямах можно даже подвеску оставить.

Приближаясь к луже, надо постараться объехать её. Если не получается, то снизить скорость до возможного минимума. Чтобы даже при повреждении колеса автомобиль не занесло на встречную полосу или совсем не выбросило в кювет.

Включите дворники, закройте окна

При первых каплях дождя необходимо сразу включить дворники. Это позволит постоянно поддерживать хорошую видимость. И даже если дождь уже закончился, не стоит сразу выключать дворники. Ведь из-под колёс впереди идущих машин летят брызги. Да и встречный транспорт может хорошо обдать водой лобовое стекло (если, например, встречная машина на большой скорости проедет лужу).

Дворники можно отключить лишь в том случае, когда есть уверенность, что больше вода с дорожного полотна не попадает на лобовое стекло. При дожде и после него окна надо держать закрытыми. Особенно с водительской стороны. Не очень приятно будет, если вода, вперемешку с грязью, из-под колёс встречного автомобиля попадёт не только на лобовое стекло, но и в лицо водителю. От такого «сюрприза» на несколько секунд можно потерять управление машиной – а это очень опасно, особенно на скоростной и оживлённой дороге.

Подсушивайте тормоза

Если по каким-то причинам автомобиль всё же проехал через глубокую лужу, то обязательно нужно подсушить тормоза. Делается это лёгким нажатием на педаль тормоза. Ни в коем случае не надо полностью или резко выжимать тормоз, так как машина может уйти в занос.

Наблюдайте за другими автомобилями

При движении в дождь надо внимательно следить за автомобилем, идущим спереди и позади, а также соблюдать безопасную дистанцию. Если машину, движущуюся спереди, начинает носить по дороге, то нужно сразу снизить скорость. Если заносит машину позади, то здесь лучше прибавить газу и увеличить дистанцию. Но, опять же, без резких движений.

И ещё несколько советов

При сильном ливне, как любят говорить в народе «льёт, как из ведра», лучшим решением будет остановиться на обочине, включить аварийный сигнал, габаритные огни и переждать непогоду. Ливни не отличаются большой продолжительностью. И пару минут простоя на дороге не изменят жизнь, но сохранят её водителю и пассажирам.

Если в автомобиль попала молния, то необходимо остановиться на обочине. Первым делом нужно убедиться в том, что никто из пассажиров не получил травму. После чего следует осмотреть машину на наличие повреждений. Особое внимание надо уделить электронике – именно она в первую очередь страдает от попадания разряда молнии. Также проверке подлежат колёса и оптика.

Также каждый автолюбитель должен знать, что такое аквапланирование и какие действия надо предпринимать, если подобного явления избежать не удалось.

Конечно, всё вышесказанное это лишь общие рекомендации. Но они способны сделать вождение в дождь безопасным. А чтобы полностью обезопасить себя от несчастного случая на дороге, лучше отказаться от поездки в непогоду и переждать пару часов.

5.2 Особенности движения в дождь

Начиная разговор об особенностях управления автомобилем во время дождя, хочу сразу отметить, что как-то особенно углубляться в эту тему на данном этапе мы не будем. То есть какие-то приемы экстремального вождения и борьба с различными неуправляемостями — это очень специальные и узконаправленные навыки, которые необходимо нарабатывать отдельно. Конечно же, такие навыки полезно иметь каждому водителю, но всему своё время.

Итак, давайте поговорим просто о том, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы обеспечить свою безопасность при движении во время дождя.

Первое, чем грозит дождь для водителей — это, конечно же, ухудшение видимости. Поэтому, в любом случае, необходимо следить за состоянием стеклоочистителей и лобового стекла. Если стекло покрыто мелкими царапинами и микротрещинами, вода остается на его поверхности, вследствие чего очень быстро устают глаза и искажается видимость (рис. 5.7) — какие-то предметы на дороге остаются незамеченными, а где-то, наоборот, чудятся ямы и ухабы, которых на самом деле нет. Именно поэтому необходимо тщательно следить за состоянием поверхности стекла и своевременно заменять изношенные щетки стеклоочистителей.

Кроме того, нужно следить за тем, чтобы вентиляция автомобиля также была исправной. Если по какой-либо причине вентиляция не справляется со своими задачами, во время дождя стекла автомобиля быстро запотевают, отчего, конечно же, обзорность значительно ухудшается.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных средств для ухода за стеклами и зеркалами — от различных салфеток и скребков до специальных аэрозолей (рис. 5.8). Поэтому не ленитесь следить за состоянием окон и зеркал, чтобы при любых условиях иметь возможность контролировать ситуацию вокруг автомобиля.

Очень важным моментом является состояние «обуви» вашего автомобиля. Колесные шины должны соответствовать сезону и быть не старше 3—4 лет. Кроме того, необходимо следить за состоянием протектора шин, то есть за тем, чтобы его износ был равномерным, а высота превышала полосу индикатора износа (рис. 5.9).

Отдельного рассмотрения заслуживает движение на автомобиле в момент самого начала дождя. Одно дело, если дождь идет уже достаточно давно, и вы, собираясь в дорогу, уже имеете определенный настрой. Если дождь застает вас в пути, очень важно помнить о следующей особенности. В первые несколько секунд или минут (в зависимости от интенсивности дождя) дорога становится очень скользкой. Объясняется это тем, что фрагменты резины, пыли и различные микрочастицы мусора на поверхности дороги, смачиваясь водой, в определенный момент приобретают консистенцию кашицы, которая как бы смазывает поверхность дороги. Ярким признаком такого слоя на дороге является наличие следов от колес впередиидущего автомобиля. Если вы едете и видите на дороге появление четко различимых следов (это касается начала дождя), то это говорит о том, что поверхность дороги достаточно скользкая, а значит, как минимум, не нужно допускать резких торможений или резких разгонов. Плавно снижайте скорость на прямых колесах перед поворотом, а в поворот входите с меньшей скоростью (рис. 5.10). Не допускайте возникновения опасных ситуаций — увеличьте дистанцию, снизьте скорость движения и входите в повороты более аккуратно.

Закономерный вопрос — а насколько медленнее нужно ехать? Очень частое явление: пошел дождь и движение на дорогах просто стало. В крайности впадать, конечно же, тоже не нужно. Если вы движетесь по знакомой дороге, на которой вы привыкли проезжать поворот со скоростью, скажем, 40 км/ч, то проедьте его на скорости 30 км/ч — ничего страшного не случится. Если вы чувствуете, что даже такая скорость великовата для вас, сбавьте её еще, но в любом случае не должно быть такого, чтобы дорожный поток просто застопорился и перемещается со скоростью 5 км/ч там, где по сухому он ехал 40 км/ч.

По мере того, как воды на дороге становится всё больше, скользкий слой постепенно смывается, благодаря чему сцепление колес с дорогой восстанавливается почти до значения сцепления с сухим асфальтом.

Допустим, на улице идет мелкий дождь и вы, двигаясь по дороге, собрались обогнать едущий перед вами крупный грузовик или автобус. В этом случае полезно помнить о том, что в самый неподходящий момент обгона вашу машину может окатить грязью из-под колес обгоняемого вами грузового автомобиля (рис. 5.12). Поэтому, чтобы не лишиться видимости рядом с многотонным транспортным средством, двигаясь по встречной полосе, как минимум, перед началом обгона включите стеклоочистители на максимальный режим. После того, как вы благополучно завершите обгон и снова вернетесь в свою полосу движения, стеклоочистители можно вернуть в первоначальный режим. Очень часто, когда вода не успевает стекать с дороги, случается так, что она скрывает какие-то ямы на асфальте. К сожалению, качество отечественных дорог очень часто оставляет желать лучшего, поэтому на некоторых участках проезжей части трудно объезжать все ямы даже по сухому, не говоря уже о движении под дождем. В связи с этим старайтесь держаться «островков суши», избегая движения по лужам. Если же ничего другого не остается, а вы движетесь по незнакомой дороге, я бы настоятельно рекомендовал вам пристроиться вслед за какой-то машиной. Идея вот в чем: следуя за какой-то машиной на нормальной дистанции, то есть, просматривая некий фрагмент дороги перед собой, в случае, если вы замечаете, что передний автомобиль вдруг попадает в какую-то невидимую яму, у вас будет возможность предпринять какие-то действия перед тем, как вы сами «рухнете» в эту же яму. К тому же, после того, как передний автомобиль въезжает колесом в яму на дороге, еще некоторое время контуры этой ямы хорошо заметны, пока её снова не заполнит вода (рис. 5.13). Если же передний автомобиль просто благополучно проедет затопленный участок дороги, просто двигайтесь за ним след в след и вы тоже никуда не провалитесь.

Если случается так, что никаких машин перед вами нет, а залитая водой дорога вам незнакома — не остается ничего другого, кроме как двигаться с повышенной осторожностью и быть готовым к любым неожиданностям, вплоть до того, что под водой может оказаться открытый канализационный люк.

Еще одной опасностью, связанной с движением автомобиля по мокрой дороге, является такое явление, как аквапланирование — процесс, когда перед движущимся колесом возникает водяной клин. Поскольку вода не успевает уходить изпод колеса, она выталкивает его вверх (рис. 5.15) — в результате колесо всплывает (естественно, машина не плавает как надувная лодка на поверхности лужи — речь идет о всплытии над поверхностью дороги буквально на доли миллиметра). Всплывать может как одно, так и несколько колес (а то и все сразу), вследствие чего происходит сильнейшее скольжение автомобиля — сцепление с дорогой меньше, чем со льдом. Но основная проблема этого явления заключается даже не в скольжении, а в том, что всё это как начинается, так и оканчивается совершенно неожиданно. Как только автомобиль снова попадает на асфальт, то, если вдруг оказывается, что колеса при этом направлены не туда, куда нужно, «улёт» машины с дороги неминуем.

Главной причиной аквапланирования является повышенная скорость движения по мокрой дороге, когда вода просто не успевает уходить из-под колеса. И тут снова полезно вспомнить о ваших покрышках. Дело в том, что все заявленные производителем характеристики колеса относятся к новому изделию, поэтому, чем больше износ колеса, тем выше риск возникновения аквапланирования. Чаще всего эффект аквапланирования возникает на дороге с очень гладким покрытием, например, на бетонном. При этом на скоростных шоссе наибольшую опасность представляют затяжные повороты большого радиуса — не всегда профиль дороги выполнен так, что вода беспрепятственно стекает с проезжей части, а потеря управляемости на закругленном участке пути неизменно приводит к вылету автомобиля с трассы.

Если всплыло одно колесо автомобиля, а все остальные продолжают держать дорогу — это еще полбеды. Если же лужа достаточно большая, то всплыть всеми колесами и убраться с дороги очень легко. Поэтому необходимо снижать скорость перед лужами с большой площадью поверхности (даже если вы точно знаете, что эта лужа неглубокая).

Если всё же случилось так, что впереди неожиданно возникла большая лужа, а возможности снизить скорость нет, то НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДВИЖЕНИЕ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ, С ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ И С ТЕМ ЖЕ ГАЗОМ — так шансов не попасть в аварию будет намного больше. Если в последний момент водитель, испугавшись лужи, отпустит педаль газа, затормозит или качнет руль в сторону, существует большой риск просто-напросто вылететь с дороги.

Дождь на дороге: рекомендации по вождению автомобиля

Дождь – распространенное погодное явление, которое сопровождает автолюбителей при езде в осенне-весенний период. Часто он идет в виде ливня, сопровождается грозой, туманом, мокрым снегом или градом, создавая дополнительные препятствия на пути автомобиля. Поэтому при езде в дождливую погоду на дорогах увеличивается количество аварийных ситуаций и возникает риск попадания в ДТП.

Опасности, подстерегающие водителей при езде в дождь

Каждый водитель, двигаясь по дороге во время дождя, должен помнить про несколько самых опасных факторов, угрожающих его безопасности и целостности его автомобиля.
К ним относятся:

  • плохая видимость;
  • аквапланирование и плохое сцепление с дорогой;
  • большие лужи, скрывающие под собой ямы и выбоины.

Плохая видимость во время дождя может быть обусловлена туманом, ливневыми потоками воды, попаданием на лобовое стекло грязи и воды из-под колес движущегося впереди транспорта. Она приводит к тому, что водитель не может полностью увидеть происходящее дороге и адекватно оценить ситуацию.

Аквапланированием называют образование между колесами и дорогой прослойки дождевой воды. Эта прослойка снижает уровень сцепления автомобиля с дорогой, и он как бы скользит по ней. В результате эффективность процесса торможения резко снижается, водитель может потерять управление, а автомобиль может сойти с дороги.

Большие лужи, напоминающие маленькие озера, — главные враги городских водителей. Под поверхностью луж могут находиться глубокие ямы, выбоины, открытые люки. Попадание них чревато аварией и поломкой автомобиля.

Как управлять автомобилем во время дождя?

Чтобы обезопасить себя и автомобиль при езде в дождь, необходимо:

  1. Уменьшить скорость. Езда на малой скорости позволит быстрее затормозить при возникновении аварийной ситуации, поможет легче преодолеть лужи и не потерять управление. Если дождь идет очень сильный, с градом, то автомобиль лучше вообще остановить у обочины и переждать.
  2. Избегать резких маневров. Обгонять и перестраиваться во время дождя следует плавно, без резких перемещений автомобиля, т.к. сцепление с дорогой плохое и существует вероятность, что автомобиль не будет четко двигаться по заданной траектории.
  3. Увеличить дистанцию между своим авто и впереди идущим. Увеличение дистанции защитит лобовое стекло от попадания грязи и воды из-под колес других авто, снизит риск столкновения.
  4. Включить дворники, фары и габаритные огни. Так как видимость во время дождя плохая, то включенные фары, габариты и дворники помогут Вам лучше видеть другие автомобили, а им — Ваше авто.
  5. Торможение совершать плавно. Резкое торможение на скользкой дороге может изменить направление движения и выкинуть машину с дороги.

И последнее, во время движения в дождь следует быть предельно внимательным и сохранять спокойствие.

Ссылка на основную публикацию