Как сохранить новый дифференциал, увеличив срок его службы

Как сохранить новый дифференциал, увеличив срок его службы

Вот что вы должны делать, если в вашей машине новый дифференциал

Если вы купили новую машину, оснащенную дифференциалом, или же установили взамен старого новый дифференциал, то должны быть первое время осторожными и не использовать машину в том режиме, в котором использовали ее со старым дифференциалом. Помните, что этот сложный агрегат требует обкатки.

Вот очередное видеообъяснение от известного зарубежного блогера-инженера Джейсона Фэнске, который в традиционной для себя манере не только рассказал простым научным языком, почему новый дифференциал требует первое время особой эксплуатации автомобиля, а также, как всегда, все наглядно показал.

По словам блогера, если вы хотите, чтобы новый дифференциал прослужил максимально долго и прошел сотни тысяч километров, вы должны на протяжении определенного километража использовать автомобиль в щадящем режиме – в режиме обкатки.

То есть эта процедура обкатки дифференциала не сильно отличается от обкатки других компонентов автомобиля, где происходит трение металла об металл (двигатель, коробка передач).

Поэтому, когда вы поставили на автомобиль новый дифференциал, первые 800-1000 километров не совершайте резких ускорений и т. п. Старайтесь также не ездить на высоких оборотах двигателя и не разгоняться до большой скорости. То есть ваша манера езды должна быть спокойной и осторожной.

Как рассказал Джейсон Фэнске, ваша задача – эксплуатировать автомобиль первую тысячу км после замены дифференциала так, чтобы не перегревать его. На практике это означает, что вам нужно отказаться от резкого старта на светофорах, езды в режиме постоянного переключения передач, а также избегать пробуксовки колес. В том числе, по словам автора видео, вы должны избегать буксировки других транспортных средств, поскольку это может повредить новый дифференциал, который еще не прошел притирку (обкатку).

Ну и, конечно, для нового дифференциала вредны длительные поездки. Например, если вы поменяли дифференциал, забудьте о поездках на 500 километров. Так что не думайте, что вы качественно обкатаете новый дифференциал, сразу отправившись на большое расстояние. Подобная обкатка недопустима и может существенно снизить срок службы агрегата.

Когда вы проедете 800-1000 км, нужно будет проверить трансмиссионное масло, залитое в дифференциал, на предмет избытка частиц металла. Это можно сделать с помощью магнитной дренажной пробки, которая аккуратно собирает любую металлическую стружку в одном месте.

Естественно, после обкатки дифференциала вы должны быть готовыми к тому, что вы увидите в масле наличие стружки металла в небольшом количестве.

Не переживайте, если металлических частиц немного, то это нормально. Ведь внутренние компоненты дифференциала притирались друг к другу. Но если вы обнаружите избыточную массу металлической стружки в масле дифференциала, то это может указывать на проблемы в агрегате.

В общем, посмотрите очередной интересный ролик Джейсона Фэнске, где он наглядно все продемонстрировал на примере дифференциала с ограниченным скольжением со своей Honda S2000.

Дифференциал, его обкатка и советы всем.

Тема раздела Авто On-Road в категории Автомодели; Началось все с того, что после сборки нового, заднего дифференциала на Mugen MTX-3 возникла непонятка. После сборки но без налива .

Опции темы

Дифференциал, его обкатка и советы всем.

Началось все с того, что после сборки нового, заднего дифференциала на Mugen MTX-3 возникла непонятка. После сборки но без налива масла дифференциал можно было прокрутить, только отверткой. Что собственно весьма странно. Налив масла также не решил проблемы. После краткого изучения вероятной причины возникновения контор сопротивления вращению. Я сделал вывод, что геометрия деталей не соответственна или не точна. Поэтому пришлось прописать лечение. “Обкатка” Собственно это единственное, что может решить проблему.
Некоторые не интеллектуалы, предпочитают проводить обкатку в полевых условиях, то беж на машине. Есть ряд причин, не делать это.

1 Во время обкатки дифференциал работает с не штатным сопротивлением, что приводит к переброски нагрузки на другие блоки и узлы.
2 При таком сопротивлении в 2-3 раза возрастает рабочая температура. Контролировать и отслеживать это, весьма сложно. Можно просто под расплавить и тем самым безвозвратно убить картер.
3 После обкатки необходимо заменить масло, так как в нем будет содержаться огромное количества метала, и вязкость так же изменится. В противном случае ресурс блока снизится в 10-15 раз. Теперь момент, для данной процедуры дифференциал надо снять. Будет чем заняться в ближайшие 3-4 часа. Не учитывая, что каждое развинчевание конкретно вредно, для всех пластиковых деталей.
Вывод, а в прочем судите сами…
Нормальный способ.
Все что надо это: одна дрель малой мощности с контролируемыми оборотами и фиксатором работы, перчатки и сам дифференциал. Суть проста. Сначала зажимаете ось в дрели, держите картер, включаете дрель на самые минимальные обороты и ставите на фиксатор. В таком режиме прокручиваете диф. в течении 10 минут. Потом зажимаете в дрели другую сторону оси и повторяете процедуру. После этого ваш диф. будет идеально на 101% притерт. После меняете масло.
Примечания.
1 Температура блока не должна превышать 80-85 с. При 95-105 с. расплав. Норм 60-70 с.
2 Дрель должна крутиться по часовой стрелки в обоих случаях.
3 По истечению первого цикла, дайте дифу остыть (откл. дрель.) до комнатной температуры, переставьте дрель на мах обороты и по достижению 25с в ручном режиме включите полные обороты . 10-15 сек MAX . Тоже самое по окончанию второго цикла.
4 При разборке диф. не промывайте его ни чем! Просто разберите его полностью и насухо протрите бумагой, ватными палочками и т.д. Заливайте новое масло и собирайте.
Эффект потрясающий.
Я не буду вдаваться в подробности физических процессов и комментировать их, а также почему именно мин., время, направление и т.д. Кто надо тот поймет. Сказать могу одно, сам пробивал, эффект гениальный.
Что касательно МАСЛА. Есть три типа масла.
1 То которое рекомендует производитель.
2 То которое месят из всего подряд сами.
3 Из ходя по логике.

Сначала 2ое. Некоторые люди смешивают масла или заменяют масла на смазки. Наиболее частый и самый ужасный пример это когда детали смазывают молибден-графитной смазкой и потом заливают 10000 маслом или просто набивают картер этой смазкой. Прикол в том, что данная смазка предназначена для шарниров и сальников. Данная смазка просто запрещена для подшипников и любых деталей в высоким трением. Суть в том, что молибден это метал с огромной термоустойчивостью и жесткостью, графит при высокой нагрузке создает пленку. Короче возьмите солидол, добавьте писка, бензина и суньте в диф. Это тоже самое.
1ое. Производители тоже не дураки и масла подбирать по составу и вязкости умеют. Так что это оптимальный вариант. Но если задуматься то есть стоимость комплекта и замена деталей на новые. Это тоже факт.
3ие. Чисто теоретически если взять спец. деф. масло с нормальной вязкостью и содержанием специальных частиц от износа и с магни эффектом, то эффект должен быть в 2-3 раза лучше чем от производителя…

Специальная цена на блокировки для Форда Фокуса, Фиесты с МКПП IB-5, Рено Клио и других Рено с МКПП TL-4, Субару Форестер с редуктором модели Р160.
Не откладывайте покупку.
Количество блокировок и сроки предложения ограничены.

Производители

Новая модифицированная муфта комфорта самоблока ВАЛ-РЕЙСИНГ.

Модифицированная муфта комфорта!

Самоблокирующийся дифференциал ВАЛ-РЕЙСИНГ – с модифицированной муфтой комфорта — шаг к надежным и стабильным характеристикам.

Работая над совершенством конструкции и технологии производства самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения (LSD), используемых при техническом тюнинге автомобиля, инженеры завода деталей трансмиссии ВАЛ-РЕЙСИНГ, провели ряд тестов и исследований, направленных на получение улучшенных характеристик и стабильности работы муфты комфорта («муфта преднатяга») самоблока.

Основное назначение муфты комфорта – защита от поломок деталей трансмиссии — гашение пиковых нагрузок, возникающих в кинематической схеме трансмиссии автомобиля, состоящей из деталей коробки передач, самоблокирующегося дифференциала, приводных валов, ступичного узла и колеса. Интересным свойством муфты, является её возможность настройки под запросы автоспортсменов – настройка временных характеристик срабатывания. В автоспорте, особенно в раллийных или кроссовых дисциплинах и на кольцевых асфальтовых трассах важны каждая секунда на старте или в повороте, поэтому возможность настройки узлов для каждого этапа или каждого покрытия – это актуальная задача механиков команд. Но это в автоспорте. Автолюбители, кто использует автомобиль с самоблокирующимся дифференциалом для того, чтобы всегда попасть к своему любимому грибному или рыболовному месту, кто не считает сугроб преградой, а раскисшую после дождя дорогу на дачу непреодолимой, важно — ехать и ехать комфортно: Главное уверенное движение, безотказность работы узлов автомобиля, и что не маловажно — комфорт при его управлении на бездорожье.

Муфта комфорта в дифференциалах повышенного трения ВАЛ-РЕЙСИНГ это:

— Мягкость блокирования — без шумов и ударов в руль при срабатывании блокировки.

— Надежность автомобиля — защита сопряженных с самоблоком деталей трансмиссии от нежелательных нагрузок при преодоления сложных участков дорог.

Задачи, которые поставила компания ВАЛ-РЕЙСИНГ для решения при проектировании новой муфты.

Первая задача увеличение стабильности характеристик тарельчатых пружин при работе, их долговечность и получение точных характеристик при сборке муфты.

Вторая задача — оптимизация техпроцесса изготовления, сборки и регулировки самоблока (LSD) ВАЛ-РЕЙСИНГ.

Третья, работа по оптимизации цены деталей муфты.

Предыдущая конструкция работала без особых изменение достаточно давно. Была накоплена необходимая информация от потребителей и результаты различных испытаний и тестов. Были найдены новые конструкторские решения, необходимые для развития конструкции самоблока и доведение процесса изготовления дифференциала автомобиля, до требований, предъявляемых к качеству современного производства автокомпонентов. Для решения технологических вопросов производства муфты, специалисты ВАЛ-РЕЙСИНГ спроектировали и изготовили оригинальный инструмент и оснастку, позволившую изготовить детали муфты без увеличения общего габаритного размера обоймы. Что сохранило размерную цепочку всего самоблока без изменений, сохранив при этом, характеристики прочности всего самоблокирующегося дифференциала.

Итак, что мы сделали и что получили:

После всех исследовательских и конструкторско-технологических работ получилась новая муфта комфорта.

1. Увеличение размеров тарельчатых пружин с Ф 28 мм- до 31,5 мм. Это позволило увеличить циклическую выносливость тарельчатых пружин. (фото 1.)

2. Сохранилась последовательная ориентация пружин, однако за счет увеличения размеров удалось получить стабильные характеристики механизма (создание постоянно действующего усилия (момента), необходимого для силового замыкания кинематических схемы деталей самоблока. Схема. Рис.1.

рис 1.

3. Спроектированы новые шлицевые кольца большего диаметра и с большей поверхностью трения, с канавками для подвода масла. Опыт ВАЛ-РЕЙСИНГ при проектировании узлов автомобиля, позволил увеличить выносливость и стойкость тарельчатых пружин без изменения размера внутреннего объема корпуса самоблокирующегося дифференциала, а значит, характеристики надежности узла в целом остались на прежнем высоком уровне. (фото 2.)

4. Применен другой материал для их изготовления шлицевых колец, менее подверженный возможности «сварки трением», возникающим при работе муфты при крайне высоких оборотах без нагрузки. Подача масла через канавки шлицевого кольца снижает температуры в зоне контакта поверхностей при высоких скоростях вращения деталей. (Запрещенные режимы эксплуатации самоблока. Пункт №5. Данный пункт является предупреждением в паспорте-гарантийном талоне).

5. Изменен технологический процесс термообработки и последующей шлифовки. Менее зернистая структура металла, вкупе с дальнейшей шлифовкой дала возможность получить поверхность с меньшей шероховатостью, а соответственно снижение наличия металлических частиц в масляной ванне.

В комплексе, эти решения привели:

1. К увеличению стабильности и выносливости работы муфты, что подтвердили 12-ти месячные дорожные испытания на переднеприводном автомобиле с МКПП и в редукторах мостов тестовой Нивы. Заданные параметры применимости «туризм» оставался стабильными при всем цикле .

2. К упрощению процесса сборки и снижению времени настройки дифференциала при сборке.

3. Упрощению ремонтных работ (в случае их появления).

Что немаловажно, работа по модернизации отразилась положительно для покупателей, а именно не изменила розничную стоимость самоблока. Получив улучшенные характеристики дифференциала, удалось одновременно снизить технологические потери и как результат, не повышать стоимость самоблокирующегося дифференциала ВАЛ-РЕЙСИНГ.

Новые изменения конструкции самоблока ВАЛ-РЕЙСИНГ коснулись всей продуктовой линейки как, дифференциалов повышенного трения для отечественных автомобилей Лада, Уаз, Газель, так и самоблоков (LSD) для автомобилей импортного производства.

Самоблок c модифицированной муфтой поставляется представителям и партнерам в магазины тюнинга.

Срок службы дома: от чего зависит, как продлить

Разберёмся, какой срок эксплуатации имеют дома, построенные из различных материалов. а также что можно и нужно сделать, чтобы его продлить.

У каждого здания есть свой срок службы. Это очень важный момент, от которого зависит, как долго сможет использоваться строение. Давайте разберёмся, какой срок эксплуатации у домов, построенных из различных материалов, что можно и нужно сделать, чтобы его существенно продлить. Эксперты уверяют, что любой жилой дом, построенный из качественных материалов, при надлежащем уходе прослужит достаточно долго.

Сроки эксплуатации домов

По словам специалистов, в среднем фиксируются такие сроки эксплуатации домов из разных материалов:

1. Кирпичные

Причём стены должны быть сложены более чем в 2,5 кирпича. Это рекордсмены по продолжительности службы, срок эксплуатации таких зданий, которые относятся к «особо капитальным», составляет 150 лет. Есть кирпичные здания, построенные и два-три века назад.

2. Кирпичные и крупноблочные дома

Построенные менее чем в 2,5 кирпича, вполне могут прослужить 125 лет.

3. Монолитные дома

То есть изготовленные из залитого в формы бетона, тоже относятся к «особо капитальным» и служат не меньше кирпичных.

4. Крупнопанельные и блочные дома

Обладают сроком эксплуатации до 100 лет.

5. Шлакобетонные дома

Рассчитаны на 90 лет службы.

6. Здания из тонкостенных панелей простоят до 50 лет.

7. Срубы

Срок службы срубов зависит от толщины и типа использовавшихся брёвен. Если брёвна до метра толщиной, очень крупные, то, как показывает российская история, сруб простоит и несколько веков. У современных деревянных зданий средний срок службы 50–100 лет.

8. Дома из ракушечника могут простоять до 100 лет.

9. Газобетонные и пенобетонные дома

Как уверяют производители, прослужат не меньше 70 лет. Правда, материалы эти в нашей стране пока достаточно новые, доказательства таких заявлений найти сложно.

10. Каркасные дома

Считаются наименее долговечными, расчётный срок службы — 30 лет. Однако есть каркасные здания в США, Канаде, Скандинавии, которым уже больше 100 лет!

Важно! Чтобы дом изначально был рассчитан на продолжительный срок службы, необходимо использовать качественные стройматериалы. Даже толстая кирпичная стена может начать разрушаться, если сам материал низкого качества. Для деревянных домов это тоже очень важный фактор — чем качественнее, лучше сама древесина, тем дольше будет эксплуатироваться дом.

Помимо выбора материала для строительства, есть факторы, которые оказывают самое существенное влияние на сроки службы домов:

  1. Перепады температуры внутри и снаружи здания.
  2. Воздействие влаги.
  3. Воздействие ультрафиолета.

Если повлиять на климат, в котором будет эксплуатироваться дом, никак нельзя, то принять меры по продлению его службы и защите от внешних факторов просто необходимо.

Важно! Очень пагубно влияет на дом остановка отопления в зимнее время. Как показывает практика, быстрее всего начинают разрушаться дачные дома, хозяева которых оставляют их на зиму. Ещё хуже, если владельцы приезжают лишь на выходные, натапливают дом, а следующие пять дней он снова остывает. Такие перепады температур значительно сокращают срок службы домов из любых материалов.

Предпринять меры для увеличения срока службы дома нужно ещё на этапе строительства:

  1. Правильно выбрать тип фундамента.
  2. Обеспечить дренаж и гидроизоляцию фундамента, цоколя и подвала, если он есть под домом.
  3. Выбрать надёжный кровельный материал, чтобы исключить протечки.
  4. Древесину для дома обработать антисептиками и антипиренами.
  5. Выбрать качественные утеплители с долгим сроком службы.

В целом главное — соблюдать технологии строительства!

Необходимо помнить, что дольше всего служит дом, за которым регулярно ухаживают. Каждые два-три года следует, например, обновлять краску на фасаде, заделывать появившиеся трещины в штукатурке, ремонтировать крышу. А капитальный ремонт, как отмечают специалисты, способен продлить срок службы дома сразу на десяток лет.

Важно! Эксперты напоминают, что, хотя кирпичные и монолитные дома изначально рассчитаны на более продолжительный срок службы, деревянные и каркасные намного легче капитально отремонтировать. Например, поменять нижние венцы сруба, заменить несущие конструкции каркаса дома. Это поможет ему прослужить существенно дольше.

Констатируем: правильно выбранные качественные материалы, соблюдение технологий строительства, регулярный уход за домом позволят прослужить ему максимально возможный срок, оставаться уютным жильём для нескольких поколений. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Имитируем полный привод: как продлить жизнь межосевым муфтам в кроссовере

Когда автопроизводители только начинали внедрять на легковых автомобилях привод на все колеса, многие из них использовали такую же схему, как на большинстве тогдашних внедорожников ― жестко подключаемый полный привод. Водитель должен был перевести специальный рычаг в положение 4WD и тогда передний мост, включаясь в работу, приходил на помощь постоянно работающему заднему (ну, или наоборот ― задний начинал помогать переднему, если основным ведущим был передний).

Такая схема использовалась, например, на Subaru Leone, а также на некоторых моделях японских машин для внутреннего рынка. Эти автомобили увереннее себя чувствовали на скользких дорогах и легком бездорожье, но при подключенном полном приводе хуже управлялись из-за жесткой связи между осями. А, выезжая на хорошую дорогу, надо было не забыть отключить полный привод, иначе происходил быстрый износ шин и возникал риск поломки трансмиссии. Согласитесь, не очень удобно?

Одним из решений этой проблемы и стали межосевые многодисковые муфты, которые взяли на себя роль «автоматического переключателя», подключающего и отключающего второй мост в те моменты, когда это требуется. Более того, они способны работать без жесткой связи, так что, отпадают проблемы с ухудшением управляемости и износом шин и трансмиссии.

Поначалу, в полном приводе применялись вискомуфты, в которых для передачи вращения на вторую ось использовалась высоковязкая силиконовая жидкость, как бы «слепляющей» между собой ведущие и ведомые диски. Вязкостные муфты просты по устройству и компактны, отличаются плавностью работы — вращение передается ими без рывков. Впрочем, плавность — это одновременно и недостаток вискомуфт, ведь для их срабатывания требуется некоторое время.

Помимо невысокого быстродействия у них обнаружились и другие врожденные пороки: вискомуфты не любят длительной пробуксовки, мешают работе АБС и не позволяют буксировать автомобиль методом частичной погрузки. Поэтому сейчас их практически вытеснили межосевые муфты, в которых вращение передается за счет трения между находящимися внутри ведущими и ведомыми дисками. А благодаря электронному управлению, эти устройства стали «умными» и очень быстрыми ― способными подключить вторую ось практически мгновенно.

Теперь можно задавать любые алгоритмы поведения муфты — моменты ее срабатывания и «степень полноприводности» автомобиля, его поведение в каждый момент времени. Расцвету многодисковых муфт способствовало появление и широкое распространение кроссоверов. В подавляющем большинстве случаев, сегодня на автомобилях этого типа устанавливают полноприводные трансмиссии именно с многодисковыми муфтами.

Почему на кроссовере опасно ездить зимой

Некоторые советы помогут вам узнать, как увеличить срок службы автомобиля. Они небольшие, но им нужно следовать, если вы хотите увеличить срок службы автомобиля. Автомобиль, как впрочем и любая техника, нуждается в уходе, поэтому его недостаточно просто купить и периодически ухаживать. Эти несколько советов помогут вам увеличить срок службы вашего автомобиля.

Советы
1. Сначала отыщите мануал по вашему автомобилю, хорошо изучите его, а потом обратите большое внимание на раздел, «Расходные материалы». В этом разделе вы точно узнаете, когда нужно заменить охлаждающую и тормозную жидкость.

2. Постарайтесь следить за состоянием шин автомобиля, потому что продольные трещины на колесах или изношенная резина сделают вашу поездку на машине очень опасной.

3. Проверяйте днище и колесные покрытия шин. Там, куда можно посмотреть, постарайтесь обязательно заглянуть. Как только найдете какой-нибудь поврежденный элемент, сразу снимите его, и обратите внимание на места и стыки элементов, где может скапливаться грязь. Эти поврежденные места обработайте «Преобразователем ржавчины». При этом не следует забывать обезжирить поверхности — это очень важно, а затем покрыть грунтом и подсушить. Мастику — нужно использовать на низ кузова. Вам не удастся навсегда избавиться от найденной коррозии, но срок службы автомобилю вы сможете продлить. Тщательно осмотрите салон своего автомобиля, поврежденную мастику отдерите, покройте грунтом, а затем краской.

4. Знайте, что ваша поездка должна быть безопасной и приносить вам удовольствие, Прежде всего за безопасность движения автомобиля отвечают тормоза. Поэтому стоит постоянно следить и заботиться за состоянием тормозных дисков и колодок. Когда в тормозной системе находится воздух, нужно систему прокачать, но и не следует забывать о тормозной жидкости, ее необходимо регулярно менять. Ведь рано или поздно, после покупки автомобиля, настанет время разных поломок. И на время ремонта вам придется расстаться со своим автомобилем, тогда следует подумать о потраченном времени и о своих затратах. Автомобиль нуждается в постоянном уходе. А ведь дешевле и проще проблемы, связанные с ремонтом, предотвратить, чем потом их устранять.

Двигатель
Мотору следует уделить много внимания. Ознакомьтесь со всеми рекомендациями от завода изготовителя и в соответствии с этими указаниями заливайте подходящее масло. После того, как автомобиль пройдет 15 либо 20 тысяч км, масло нужно заменить. И чем больше пробег автомобиля, тем чаще нужно заменять масло. Потом эту процедуру следует проводить каждые 10 тысяч км.

Обратите внимание, что масло бывает не совсем идеального качества. И тогда оно может сильно навредить авто. Следовательно, нужно отнестись очень серьезно к покупке масла, выбирать проверенное место заправки и приобретать проверенную марку. На автозаправках можно увидеть скидки на автомасла, так как истекает их срок годности – подумайте, чем обернется такая экономия.

Топливная система
Топливная система, как и сам двигатель, очень важна. Все слышали о том, как разбавляют топливо на автозаправочных станциях. Поэтому доверять свой автомобиль нужно только проверенным автозаправкам. На всякий случай можно посоветовать вам оставлять и сохранять все чеки. Если неисправность будет из-за плохого топлива, тогда вы возместите свой ущерб. И это помимо бензина касается всего того, чем мы заправляем свой автомобиль. Двигатель от плохого топлива могут защитить фильтры топливной системы. И если у вас дизельный двигатель, то фильтры следует менять через каждых 5 тысяч км, а если бензиновый двигатель, то – через каждых 7 тысяч км пробега.

Подвеска
Во время движения все нагрузки на себя берет подвеска. От нее зависит управление и устойчивость автомобиля на дорожном полотне. Старайтесь не прыгать по ухабам, вовремя производите сход-развал и проверяйте подвеску.

Как можно увеличить срок службы автомобиля?
Вы хотите сберечь деньги на ремонтах, и чтобы увеличить срок службы автомобиля? А знаете ли вы, что во многом долговечность авто зависит еще и от стиля вождения? Если нет, тогда поговорим об этом! Вы узнаете, как не следует ездить и как нужно ездить.

Когда вы отправляетесь на работу или в командировку – посчитайте, сколько вам приходится пользоваться тормозами, коробкой передач и сцеплением. Если автомобиль исправный, мало кому придет в голову обратить внимание, как применяются органы управления. Ведь легче поменять тормозные колодки, чем мучиться потом с коробкой передач и деталями сцепления. Конечно, ничто не вечно в автомобиле, но если вы просто пользуетесь сцеплением в городской суете машин, не снимая ногу с педали (и даже на светофоре), конечно диск сцепления не протянет и положенного срока. Потом выйдут из строя пластины «корзины» выжимного подшипника и сцепления, от такой эксплуатации трансмиссии он просто высохнет и проломит корзину.

Возьмем коробку передач. Наша отечественная коробка передач может без ремонта совершить пробег 150 либо 200 тысяч км. Бронзовые синхронизаторы при лихом вождении из-за рывков выйдут из строя до своего максимального срока службы. Меняя передачи, при переводе рычага из одного положения в другое — сосчитайте до трех, а затем переведите рычаг. А вот кто любит экстремальное движение, лучше всего отказаться делать безумные заносы. Может это и эффектно выглядит, но вы и 30 тысяч км не проедете, за это время изнашивается резина и выходит из строя рулевое управление. Большая нагрузка при такой езде падает на двигатель, диск сцепления, крестовины и подшипники карданного вала, эластичную муфту. На какое-то время автомобиль сыграет роль спортивной машины, но это будет лишь вопрос времени.

Вы уже знаете, как можно увеличить срок службы автомобиля. Соблюдайте эти правила и тогда ваш автомобиль вам дольше прослужит.

Автомобильный дифференциал и системы его блокировок

Благодаря наличию в автомобиле такого механизма, как дифференциал, колеса двигающегося автомобиля на поворотах, кочках и других неровностях проходимого пути, могут двигаться с разной скоростью. Это помогает повысить манёвренность автомобиля и скорость его движения при достаточно жёсткой конструкции рабочих узлов.

Устройство автомобильных дифференциалов довольно простое: на главную пару, к ведомой шестерёнке крепится коробка, в которую заключены два сателлита на оси, передающие вращательные движения на две других шестерни полуосей; те, в свою очередь, и заставляют вращаться колеса с нужной скоростью. Такая конструкция позволила передавать больший крутящий момент на ту полуось и шестерню, которая будет оказывать наименьшее сопротивление при вращении. Во время поворота такое сопротивление оказывает полуось, отвечающая за вращение внешнего колеса, так как при таком манёвре внутреннее колесо получает больше нагрузки и оказывает большее сопротивление соответственно.

К сожалению, как и любой механизм, дифференциал, иногда даёт сбои. Так, например, из-за попадания колеса на скользкую поверхность — лёд или грязь, автомобиль начинает буксовать. Связанно это с тем, что потеряв нормальный контакт с дорожной поверхностью, колесо, а с ним и его полуось начинают оказывать меньшее сопротивление при вращении на сателлитах, отбирая мощность у другого колеса. Для того чтобы предупредить подобные инциденты дифференциал дополнили системой блокировки. Систем блокировок много и все они разные, рассмотрим некоторые из них.

Автомобильный дифференциал

Системы блокировки дифференциала

Первое, что нужно знать о системах блокировки, которыми может быть оснащён дифференциал — они бывают двух типов: полные и частичные.

В свою очередь, первые включаются вручную, а вторые — автоматические или как их еще называют самоблокирующиеся. Дифференциалы, оснащённые автоматической системой блокировки, разделяют на четыре подтипа: червячные, дисковые, жидкостные и управляемые электроникой.

  1. Жидкостные или вискомуфта. В основе работы данной модели дифференциала лежит принцип повышения плотности отдельных материалов при нагревании, благодаря чему происходит залипание фрикционов, и скорость вращения осей при пробуксовке выравнивается. Единственный недостаток этой системы — позднее реагирование на пробуксовку, ведь для того, чтобы жидкость нагрелась до требуемой температуры и приобрела необходимую плотность нужно время. Из-за этого дифференциал данного типа применяется исключительно на автомобилях городского типа, для бездорожья он не предназначен.
  2. Дисковый. Принцип работы этого механизма основывается на физических законах силы трения. Устройство дискового дифференциала несколько отличается от устройств обычных передаточных механизмов тем, что в его конструкцию встраивают пару дополнительных пакетов фрикционов и распорную пружину, которая обеспечивает сжатие пакетов. Часть пакета устанавливается на полуоси, а вторая на коробку дифференциала. При одинаковой скорости диски во фрикционном пакете вращаются, как одно целое, но когда появляется разница в скорости вращения — сила трения, которая появляется между ними, стремится выровнять скорость вращения, за счёт чего и осуществляется блокировка. Недостатки данного вида передаточных механизмов — срок службы фрикционов, он сравнительно небольшой. Плюс требуется дополнительное использование трансмиссионного масла.
  3. Героторный дифференциал. В принципе, это одна из разновидностей дисковых дифференциалов, которую принято считать более совершенной. Блокировка в нём осуществляется за счёт наличия гидропоршня, который приводится в действие масляным насосом. При этом сила, с которой насос выдавливает поршень, прямо пропорционально зависит от того, насколько велика разница во вращении полуосей.
  4. Дифференциал с электронным управлением. Здесь все просто. Это самый обычный дифференциал, дополненный двумя передачами, которые приводятся в действие электроникой, посредством двух приводов: гидравлическим либо электрическим. Естественно, как, и любой механизм, который контролируется с помощью компьютера, эти механизмы сцепления самые практичные, потому что степень блокировки колеса можно регулировать от 0 до 100%, в зависимости от потребностей автомобиля. Единственный недостаток данного устройства — его цена.
  5. Если уж и заговорили об электронных системах блокировки дифференциала, то не упомянуть об имитации блокировок будет просто неправильно. Во-первых, для городских автомобилей — это то что надо. Во-вторых, она очень практична и не боится ни скользкой дороги, ни диагонального вывешивания, которое является проблемой для большинства других дифференциалов. Принцип работы её очень прост — при малейшем намёке на пробуксовку, электронная система автомобиля начинает подтормаживать колесо, которое буксует штатной системой торможения.
  6. Червячный дифференциал. Во главу этого механизма заложены принципы червячных передач. То есть скорость вращения полуосей в данном случае зависит от угла наклонов витков червяка по отношению к червячному колесу. Чем меньше угол, тем выше скорость вращения, соответственно увеличение угла вращения сателлита по отношению к червячному колесу, приводит к уменьшению скорости колеса. При этом, когда угол вращения достигает своего максимального значения, происходит блокировка колеса, так как передача становится невозможной.

Червячный дифференциал

На последний дифференциал хотелось бы обратить чуть больше внимания, так как именно он является самым распространённым и наиболее надёжным из малобюджетных механизмов.

Преимущества, которыми обладает дифференциал червячного типа

Благодаря простоте своей конструкции и её эффективности червячные механизмы пользуются огромной популярностью не только у обычных автолюбителей, но и профессиональных гонщиков. Главным её достоинством является моментальный отклик на изменение в скорости вращения колеса. Но это не единственный плюс, которым обладает эта система, и их, кстати, гораздо больше, чем недостатков:

  • как показал опыт, практически неограниченный срок эксплуатации;
  • блокировка осей почти на 70%;
  • замечательная проходимость и управляемость;
  • отсутствие требований по специальному техническому обслуживанию.

Какие минусы есть у дифференциала червячного типа

Как и говорилось минусов у данной системы синхронизации не так уж и много. Главным, пожалуй, является падение диапазона преднатяжения в ходе эксплуатации. И чтобы это устранить придётся менять регулировочные шайбы. В принципе это все.

Виды блокировок дифференциала

Блокировка дифференциала — это дополнительное конструктивное решение, позволяющее компенсировать его основные недостатки. Если на сухой ровной дороге дифференциал обеспечивает безопасное маневрирование и комфорт, то при выезде на пересеченную местность или во время движения по скользкому дорожному покрытию он может вообще лишить автомобиль возможности передвигаться. Чтобы этого не происходило, необходимо ограничить функциональность узла или полностью отключить его на некоторое время. Но методы блокировки дифференциала настолько разнообразны, что нужно рассмотреть основные из них по отдельности.

Главный недостаток дифференциала

Дифференциал служит для распределения крутящего момента, поступающего от главной передачи, между полуосями ведущих колес. Крутящий момент постоянен, но соотношение его величины на ведущих колесах в определенных ситуациях должно быть различным.

Эта функция важна, когда автомобиль входит в поворот: внешнее колесо движется по большему радиусу и, соответственно, проходит за равный промежуток времени больший путь, чем внутреннее колесо. Чтобы «успеть» это сделать, угловая скорость внешнего колеса на время прохождения поворота должна повышаться.

Из-за смены направления движения центр тяжести автомобиля смещается в сторону поворота. В результате увеличивается сила сопротивления качению, и внутреннее колесо оказывается под большей нагрузкой, чем внешнее. Оно снижает скорость, дополнительно нагружая свою полуось.

На этом этапе в корпусе дифференциала из-за снижения угловой скорости более нагруженной полуоси внутреннего колеса начинают вращаться сателлиты. Они сообщают больший крутящий момент второй полуоси. Внешнее колесо повышает угловую скорость пропорционально тому, насколько ее снизило внутреннее колесо. Благодаря точному соотношению угловых скоростей машина проходит поворот плавно, без прыжков и пробуксовки.

Тот же принцип распределения крутящего момента действует в ситуации, когда одно из колес буксует в грязи, на льду или попадает на ухаб. Оно получает больший крутящий момент, ослабляя тяговую мощность колеса, находящегося в хорошем сцеплении с дорогой. Критическая ситуация может возникнуть при распределении в процентном соотношении 0% к 100%: автомобиль перестанет двигаться.

Чтобы машина сдвинулась с места, необходимо перераспределить крутящий момент, сообщив большее его значение нагруженному колесу. При работающем дифференциале сделать это невозможно. Поэтому его частично или полностью блокируют.

Типы блокировки

Блокировать работу механизма можно методом прямого соединения его корпуса с нагруженной полуосью или ограничив возможность сателлитов вращаться.

Блокировка имеет следующие виды:

  1. Полная: величина передаваемого крутящего момента достигает 100 %. Детали узла соединяются жестко, лишая его возможности выполнять свои функции.
  2. Частичная: крутящий момент в определенном соотношении распределяется дифференциалом принудительно и за счет ограничения работы его составных частей.

Ручная блокировка дифференциала полноприводного автомобиля

В зависимости от степени участия водителя, блокировка дифференциала может производиться в ручном или автоматическом режиме:

  1. Принудительную блокировку выполняет водитель по мере необходимости (ручная блокировка). Для этого используют кулачковый дифференциал.
  2. Самоблокирующийся дифференциал накладывает ограничения на работу автоматически (автоматическая блокировка). Необходимость блокировки и ее степень определяются разностью крутящих моментов на полуосях ведущих колес или их угловых скоростей. Некоторые разновидности таких систем используют датчик блокировки дифференциала.

Виды блокирующих устройств

Устройство блокировки узла зависит от его типа и применяемого механизма. Различный функционал накладывает ограничения и определяет возможность использования в межколесных или межосевых дифференциалах.

Кулачковое блокирующее устройство

Принудительная блокировка ручным способом осуществляется кулачковой муфтой (на рис. выделена желтой окружностью). Муфта выполняет полную блокировку механизма, жестко соединяя его корпус с нагруженной полуосью.

Кулачковый дифференциал приводят в действие следующие виды приводов:

  1. механический;
  2. гидравлический;
  3. пневматический;
  4. электрический.

Они включаются с помощью рычажного механизма или специальной кнопки на приборной панели (для электропривода).

Благодаря универсальности кулачковый дифференциал применяют на межосевых межколесных механизмов.

Самоблокирующийся дифференциал и его разновидности

Устройство самоблокирующегося (автоматического) дифференциала использует принцип повышения сил трения при изменении условий нагрузки на полуоси ведущих колес. Поэтому его другое название – «дифференциал повышенного трения» или LSD (Limited Slip Differential).

Червячный дифференциал повышенного трения Torsen

Самоблокирующийся дифференциал имеет четыре основные разновидности, зависящие от способа увеличения трения:

  1. дисковый;
  2. червячный;
  3. вискомуфта;
  4. электронная блокировка.

Дисковый механизм

Дифференциал повышенного трения, в котором применяется дисковая муфта, использует принцип автоматической блокировки при изменении угловых скоростей полуосей: чем больше их разность, тем выше степень перераспределения крутящего момента.

Дисковый дифференциал

В LSD этого вида трение создается между пакетами фрикционных дисков. Один фрикционный пакет имеет жесткое соединение с чашкой дифференциала, другие – с полуосями.

При равных скоростях вращения ведущих колес фрикционные пакеты вращаются с одинаковой скоростью. Когда угловая скорость меняется, диски ускоряющейся полуоси передают часть крутящего момента на другую полуось (частичная блокировка) за счет увеличивающейся силы трения с фрикционным пакетом корпуса (чашки).

Степень сжатия в дисковом дифференциале бывает постоянная (осуществляемая пружинами) или переменная (регулируемая гидроприводом).

Червячный механизм

Сателлиты и полуоси, имеющие в качестве привода червячную передачу, нашли широкое применение для создания LSD, который блокируется за счет разности крутящих моментов.

Такая система LSD с червячным приводом называется Torque Sensing (чувствительность к крутящему моменту) или сокращенно – Torsen. Принцип работы червячного механизма предельно прост: повышение крутящего момента на одной полуоси приводит к частичной блокировке и его передаче на другую полуось. При этом никаких дополнительных систем или узлов не требуется: червячный узел является изначально самоблокирующимся за счет свойств привода, в котором червячную шестерню не могут приводить в движение другие шестерни.

Червячный привод используют в межколесных и межосевых дифференциалах различных типов машин.

Вискомуфта

Вискомуфта состоит из набора близко размещенных между собой перфорированных дисков, помещенных в герметичный корпус с силиконовой жидкостью, которые соединены с чашкой и приводным валом.

Вискомуфта

При равенстве угловых скоростей узел работает в обычном режиме. Его блокировка происходит, когда скорость вращения вала увеличивается: диски, расположенные на нем, увеличивают скорость вращения и, перемешивая силикон, приводят к его затвердеванию. Диски чашки принимают и передают крутящий момент на другой вал, усиливая его тяговую мощность.

LSD, функции блокировки в котором выполняет вискомуфта, имеет большие габаритные размеры и применяется в межосевых дифференциалах. Также вискомуфта может работать в полноприводном автомобиле в качестве дифференциала, полностью выполняя его функционал.

Но у нее есть серьезный недостаток: возможный перегрев и периодическая несовместимость с системой ABS. Это привело к тому, что в современных автомобилях вискомуфта используется крайне редко.

Электронная блокировка

Дифференциал повышенного трения, в котором используется система электронной блокировки, реагирует на изменение угловых скоростей ведущих колес.

Управление дифференциалом производится с помощью программного обеспечения. В случае увеличения скорости вращения одного колеса в тормозной системе создается давление, и его скорость снижается. При этом тяговая мощность становится выше, а крутящий момент передается на другое колесо.

Таким образом,дифференциал не оснащается дополнительными элементами и не блокируется, то есть не является LSD по сути. Перераспределение крутящего момента и выравнивание угловых скоростей производится под действием тормозной системы, которая программно управляется антипробуксовочной системой.

Подведем итог

Блокировка дифференциала – важная функция, обеспечивающая безопасность движения и улучшающая управляемость автомобиля в критических ситуациях. Возможность автоматически заблокировать буксующее колесо или ось освобождает водителя от дополнительных действий при смене дорожного покрытия.

Как продлить жизнь SSD

Допустим, вы приобрели твердотельный накопитель, установили на него систему и наслаждаетесь тем, как быстро та стала загружаться, как шустро откликаются программы и открываются веб-страницы. Однако как и другие устройства, SSD тоже, бывает, выходят из строя. Дабы продлить им жизнь, следует, во-первых, правильно настроить систему, а во-вторых – не забывать ухаживать за накопителем.

1. Отключение индексации

В Windows 7 и 8 есть служба, индексирующая содержимое файлов при их создании или изменении. Это помогает функции мгновенного поиска быстрее предоставлять результаты по запросу благодаря поиску по индексу содержимого файлов. Служба практически бесполезна, если вы редко либо вовсе не пользуетесь поиском на диске, а также в ситуации, когда на вашем ПК несколько дисков или разделов, содержимое которых не нуждается в поиске. К примеру, если на диск C установлена операционная система и основные программы типа MS Office, а остальная информация хранится на диске D – в этом случае отключение службы индексации улучшит работу твердотельного накопителя (не потребуется частая запись небольших данных).

Чтобы отключить индексацию, кликните правой кнопкой мыши по иконке нужного диска и вызовите «Свойства». В открывшемся окне снимите галочку с пункта «Разрешить индексировать содержимое файлов на этом диске в дополнение к свойствам файла». После этого может всплыть окошко с сообщением об ошибке при применении атрибутов – проигнорируйте его. На работу системы это никак не повлияет.

2. Отключение гибернации

Как известно, Windows использует режим гибернации (то бишь спящий), при котором отключается питание. Все данные, необходимые для восстановления сеанса, хранятся в файле hyberfil.sys, размер которого соответствует объему оперативной памяти. При использовании же твердотельного накопителя ПК загружается настолько быстро, что в режиме гибернации особого смысла нет.

Чтобы отключить его, откройте меню «Пуск» и в строке поиска наберите cmd, затем кликните правой кнопкой мыши по файлу cmd.exe и выберите «Запуск от имени администратора». В открывшемся окошке наберите powercfg -h off и нажмите Enter.

3. Оптимизация встроенными средствами

Тот или иной контроллер, лежащий в основе SSD, применяет собственный алгоритм оптимизации. Последняя может запускаться как автоматически (работая фоном), так и вручную. К примеру, для дисков производства Intel предназначена утилита Intel Solid-State Drive Toolbox. Она бесплатна, включена в комплект поставки, к тому же ее можно скачать с сайта изготовителя. В программу встроена функция SSD Optimizer, предназначенная для выполнения оптимизации накопителя при помощи команды TRIM. Рекомендуется запускать данную операцию раз в неделю. Аналогично поступайте и с другими накопителями на базе контроллера SandForce (Corsair Force 3, Force GS и Force GT; Kingston Hyper X и Hyper X 3K; OCZ Agility 3 и Vertex 3).

1. Перенос файла подкачки

Для хранения частей программ и данных, не помещающихся в оперативной памяти, Windows использует файл подкачки. По мере необходимости система перемещает данные из него в оперативку (для их использования программами) и обратно (для освобождения места под новые данные). Так как при этом производится большое количество операций записи, это может повлиять на срок службы SSD.

Однако размером и размещением файла подкачки нетрудно управлять. Сам файл называется pagefile.sys и по умолчанию создается системой в корневом каталоге диска C.

При наличии у вашего ПК только твердотельного накопителя, а также если объем оперативной памяти превышает 4 Гбайт, для файла подкачки можно установить минимальный объем (200–400 Мбайт) либо вовсе отключить. Если же объем памяти не более 4 Гбайт, а твердотельный накопитель дополнен достаточно шустрым жестким диском (7200 об/мин), то файл подкачки можно перенести на последний. Для чего через меню «Пуск» зайти в «Панель управления», открыть пункт «Система и безопасность», затем «Система» – «Дополнительные параметры системы». В открывшемся окошке во вкладке «Дополнительно» в разделе «Быстродействие» нажмите «Параметры». Перейдите во вкладку «Дополнительно» и нажмите кнопку «Изменить». В открывшемся окошке снимите галочку с пункта «Автоматически выбирать объем файла подкачки». Далее в списке дисков выберите раздел, на который хотите перенести файл подкачки, и установите переключатель на «Указать размер» (если хотите сделать это вручную) или задайте размер по выбору системы. После этого файл подкачки будет размещен на выбранном диске.

При этом с диска С файл подкачки нужно убрать. Для этого кликните на него и установите переключатель в позицию «Без файла подкачки». Система предупредит вас о невозможности записи отладочных данных при отсутствии файла подкачки – просто нажмите «Да». Чтобы изменения вступили в силу, потребуется перезагрузка.

2. Отключение восстановления системы

Бытует мнение, что функция восстановления системы затрудняет выполнение операций TRIM. Вы вправе оставить минимальное место под восстановление в настройках системы либо отключить ее, но при этом помните: отсутствие точки восстановления может навредить в случае возникновения ошибок. Снизить риски нетрудно, используя резервное копирование при помощи стороннего софта (Acronis True Image Home, Paragon Домашний Эксперт).

Чтобы отключить восстановление системы, зайдите в «Панель управления» – «Система и безопасность» – «Система» – «Защита системы». В меню «Параметры защиты» выберите нужный диск и нажмите кнопку «Настроить». В открывшемся окошке кликните «Отключить восстановление системы», подтвердив действие кнопкой «Применить».

Ресурс современных SSD достаточно высок. Поэтому все описанные действия есть не что иное, как способ сохранить скорость их работы, которая со временем снижается. Не забудьте резервировать важную информацию, для чего хотя бы раз в месяц создавайте образ системы при помощи программ Acronis True Image Home или Paragon Домашний Эксперт. Если захотите поменять накопитель на более емкий (или в случае выхода его из строя) это позволит развернуть образ ОС и продолжить работу как ни в чем не бывало.

АКТИВНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ, ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ ТЯГОЙ

Дифференциал является обязательным узлом автомобильной трансмиссии и предназначен для распределения крутящего момента между полуосями ведущих колес, позволяя им вращаться с разными угловыми скоростями при движении автомобиля в повороте, когда наружное к центру поворота колесо должно бежать по более длинной дуге, а значит, и катиться быстрее, чем внутреннее.

Если это условие не будет соблюдаться, колесам не избежать пробуксовки, а агрегатам трансмиссии — повышенных нагрузок на шестерни, протектору покрышек — ускоренного износа, что недопустимо с точки зрения долговечности. Опять же по причине увеличившегося сопротивления качению вырастет и расход топлива. Когда еще необходимо согласовывать скорости вращения ведущих колес? Например, когда одно из колес катится по ровной поверхности, а другое в это же время перекатывается через бугор или попадает в яму.

Передай другому
Словом, трансмиссия без дифференциала никак. Представляет же собой дифференциал планетарную передачу. Корпус (водило) дифференциала вращается вместе с ведомой шестерней главной пары. В корпусе закреплена крестовина, на шипы которой свободно посажены небольшие промежуточные шестерни-сателлиты, находящиеся в зацеплении с шестернями полуосей приводных валов. В любой планетарной передаче скорости вращения одних ее отдельных элементов изменяются, если по каким-то причинам изменились скорости вращения других.
При движении в повороте внутреннее колесо, идущее по меньшему радиусу, начинает катиться медленнее, чем наружное, притормаживая в дифференциале свою полуосевую шестерню. В результате дифференциал вступает в действие. Сателлиты, не вращавшиеся при езде по прямой, начинают подкручивать вторую полуосевую шестерню, вынуждая наружное по отношению к центру виража колесо вращаться быстрее. Как только автомобиль вернулся на ровную прямую дорогу, дифференциал на время перестает работать, дожидаясь следующего изменения траектории или момента, когда колеса одновременно окажутся на неровностях различного профиля.
Такой дифференциал называется свободным, но чем чревата его свобода — общеизвестно. При недостаточном сцеплении с покрытием и избытке крутящего момента, переданного колесу, последнее начинает скользить. Вот тут бы буксующее колесо как-то притормозить, снять с него тягу, однако свободный дифференциал немедленно продемонстрирует свою двуликость. Буксующему колесу дифференциалом будет передан вообще весь крутящий момент, а колесо, имеющее более или менее нормальное сцепление с дорогой, наоборот, будет остановлено совсем. Приехали.

Дан приказ ему.
Спасение от подобной напасти — блокировка. При наличии блокировки дифференциал перестает быть свободным, а когда блокировку научили подчиняться электронному управлению, ориентирующемуся на показания датчиков скорости вращения колес, оборотов двигателя, положения педали акселератора и т.д., дифференциал стал активным.
Первоначально активные дифференциалы (примеры: дифференциал Фергюсона в трансмиссии Mercedes-Benz 4-Matic, муфта Haldex в VW 4-Motion) использовались только для борьбы со скольжением колес посредством перенаправления крутящего момента колесам, имеющим лучшее сцепление с дорогой. Однако после того, как компании Mitsubishi и Honda представили Lancer Evolution VIII и полноприводные Legend/Acura RL, появился повод говорить об активных дифференциалах нового типа.

Что они могут
В трансмиссии Lancer Evo VIII три дифференциала, и будто в согласии с названием модели эта троица демонстрирует эволюцию блокировок. Дифференциал передних колес — самоблокирующийся, использующий свойство червячных сателлитов самостоятельно тормозиться при появлении разницы в величине крутящего момента на входном и выходном валах дифференциала.
В межосевом дифференциале ACD блокировку выполняет фрикционная муфта, управляемая электронным блоком. Блокировка задействуется, когда компьютер получает информацию о том, что разность скоростей вращения превысила определенное значение, что улучшает управляемость при движении в поворотах. Блокировку межосевого дифференциала можно активизировать принудительно, и тогда будет обеспечен уверенный старт с места на скользком покрытии.
Но изюминка трансмиссии Lancer Evo VIII — задний дифференциал, получивший название AYC, что означает Active Yaw Control. Из названия следует, что дифференциал AYC способен управлять вращением автомобиля вокруг вертикальной оси — другими словами, влиять на курсовую устойчивость, корректируя траекторию движения. Чтобы справляться с этой задачей, дифференциал AYC оснащен не конической планетарной передачей, как обычный свободный дифференциал, а цилиндрическим планетарным рядом, управляемым многодисковыми фрикционами.

При движении по прямой AYC работает как свободный дифференциал, но в повороте электроника включает фрикционные блокировки, при этом величина проскальзывания фрикционных дисков, которая определяет степень блокировки, опять-таки регулируется электроникой. Какому из фрикционов работать, зависит от направления поворота. В левом повороте замыкается фрикцион, обеспечивающий передачу тяги к полуоси правого колеса, что и требуется, чтобы оно крутилось быстрее левого. В правом повороте замыкается другой фрикцион, и левое колесо обгоняет правое.
Но где же управление вращением вокруг вертикальной оси? Дело в том, что планетарная передача в AYC способна не только перераспределять крутящий момент между колесами, но и увеличивать его на наружном к центру поворота колесе до 5% сверх того, что могло бы прийти к колесу по трансмиссии. Казалось бы, что такое 0-5%, но в результате на колесе появляется дополнительная тяга, обеспечивающая эффект подруливания в повороте. Или еще вернее будет сказать, что дифференциал AYC удерживает автомобиль на заданной траектории, не требуя от водителя корректирующих действий рулем, а пресекая любые проявления избыточной или недостаточной поворачиваемости, во-первых, распределением крутящего момента на задних колесах, во-вторых, добавкой тяги наружному колесу от 0 до 5% в зависимости от текущей информации, передаваемой датчиками блоку управления. Активные дифференциалы предыдущего поколения такому обучены не были.

Гидравлика или электричество
Похожий принцип используется в системе полного привода Honda SH-AWD (Super Handling AWD), разве что в отличие от гидравлических исполнительных механизмов, сжимающих фрикционы в дифференциале Mitsubishi AYC, здесь в заднем дифференциале используются электромагниты. Разумеется, есть разница и в настройках управляющей электроники, поскольку Lancer Evo VIII — дорожный спорткар, а Legend/Acura RL — автомобили премиум-класса. Впрочем, планетарный «корректор» траектории в трансмиссии SH-AWD также обеспечивает упомянутый выше диапазон 0-5%.
Однако не исключено, что в будущем Mitsubishi придется пересмотреть некоторые конструктивные решения, примененные в AYC. У электричества преимуществ больше, и «электрика» медленно, но уверенно вытесняет гидроприводы из практики автостроения. Два месяца назад компания BMW объявила, что полноприводные модификации машин 5-й серии также будут оснащаться активным задним дифференциалом DPS (Dynamic Performance Control), улучшающим управляемость. В дифференциале BMW гидравлике места не нашлось — пакеты фрикционов замыкаются пусть и не электромагнитами, как в Honda, но с помощью компактных шаговых электродвигателей.

Это смогла бы ESP
Подруливающие активные дифференциалы вынудили применить к автомобилям авиационный термин «вектор тяги». Теперь вспомним, как работает ESP — электронная программа стабилизации. Блок управления ESP учитывает действие сил, стремящихся развернуть автомобиль вокруг вертикальной оси. При необходимости система ESP, задействуя тормозные механизмы, притормаживает каждое колесо автомобиля по отдельности так, чтобы результирующая тормозных сил противодействовала моменту сил, разворачивающих машину, и этим удерживает ее на безопасной траектории.
То есть и здесь появляется некий вектор сил, только направленный так, чтобы автомобиль безопасно миновал поворот. А если тормозные силы перераспределить таким образом, чтобы полученный в результате вектор еще и безопасно «заправил» машину в вираж? Нет сомнений, что ESP такая задача по плечу. Надо только иначе запрограммировать блок ее управления. Другое дело, что торможение — это перевод кинетической энергии в тепловую и ее последующее рассеивание. В этом плане активные дифференциалы работают рациональнее, влияя на расход топлива лишь за счет энергии, необходимой для привода гидравлических цилиндров или электромагнитов.

Вердикт «АБw»
Повышенная активность (солнечная, тектоническая и т.д.) — это почти всегда плохо, кроме частных случаев, когда речь идет, например, о гиперактивности быка-производителя с колхозного двора. Так что же такое Active Yaw и Super Handling — настоятельная необходимость или очередной маневр, нацеленный в конечном итоге на кошелек покупателя? И много ли осталось в мире мест, где сверхактивность дифференциалов окажется востребованной, а поблизости не отыщется видеофиксатор дорожной полиции? Думается, Беларусь не из этого числа. Значит, нам не страшно — пусть продолжают в том же духе.
Сергей БОЯРСКИХ.

А дифференциал-то становится все активнее! С чего бы это и зачем?

Ссылка на основную публикацию