Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

«Ниве» — 40 лет: что будет дальше?

Сегодня внедорожник «Нива», первое поколение которого продаётся под именем Lada 4×4, празднует юбилей. Какое будущее ждёт легендарную модель?

Lada 4×4: машина, которую мы называем «Нивой»

То, что внедорожник первого поколения дожил до своего 40-летнего юбилея, можно считать чудом: когда АВТОВАЗ не сумел своими силами довести до конвейера проект 2123 — будущую Chevrolet Niva — и позвал на помощь концерн GM, стороны договорились, что классическую «Ниву», которая экстренно сменила название на Lada 4×4, в 2005 году выпускать прекратят.

Но вышло иначе. В 2009 году автомобиль пережил глубокое техническое обновление, которое позволило отсрочить неизбежную отставку, а прошлым летом состоялась очередная модернизация: были внедрены независимое крепление переднего моста, новый ступичный узел, доработанная подвеска. Вот только на полностью новый интерьер денег пока не нашлось…

C апреля 1977 года «Ниву» собирал корпус №62, но недавно производство внедорожника перенесли на «третью нитку» главного конвейера (на фото), которая предназначалась для сборки Lada Vesta

К слову, не жалей руководство автогиганта средств, мы бы сейчас имели совсем другую машину! В недавних планах значились внедрение рулевой рейки вместо червячного механизма, электрического привода раздаточной коробки (это позволило бы убрать пару «трансмиссионных» рычагов), а также нового мотора — дефорсированного до 90 л.с. шестнадцатиклапанника от «Приоры».

Но ничего этого, скорее всего, не будет: «Наиболее реальный сценарий такой: автомобиль Lada 4×4 заканчивает своё существование», — успел поделиться мнением создатель первой «Нивы» Пётр Михайлович Прусов, не доживший до сегодняшнего юбилея несколько недель. Хотя есть надежда, что машина успеет обзавестись новым интерьером, который уже разработан.

Lada 4×4 NG: внедорожник или кроссовер?

Проект нового поколения Lada 4×4 развивается сложно. Вначале Ален Дибуан (уже бывший вице-президент по программам и продуктам), отвечавший за судьбу вазовского полного привода, настаивал, чтобы за основу для новинки взяли Renault Duster. Однако затем было принято решение, что новая «Нива» должна остаться 100% разработкой тольяттинских инженеров.

Предполагалось, что внедорожник сохранит постоянный полный привод и продольное расположение мотора, став развитием «Нивы-2», которая сейчас выпускается под именем Chevrolet Niva. В качестве силового агрегата планировали использовать новый 1,8-литровый вазовский мотор — при проектировании этого двигателя сразу закладывался вариант продольной установки.

Такой новую Lada 4×4 увидел дизайнер Дмитрий Дьяченко. Однако облик следующего поколения машины, если верить словам главы автогиганта Николя Мора, будет вписан в опробованный на «Весте» новый стиль марки Lada

Кроме того, из официальных отчётов автогиганта следовало, что «осуществляется проработка конструкторско-технологических решений» по новой трансмиссии 2124 — это усиленная версия существующего нивовского полного привода: на заводе были запущены испытания по программе повышения несущей способности коробки передач и раздаточной коробки.

Однако позднее появилась информация, что АВТОВАЗ готов отказаться от выбранной концепции и строить новую Lada 4×4 на платформе «Дастера»! А в конце января пресс-служба автогиганта объявила: процесс разработки внедорожника находится на стадии выбора платформы, притом нельзя исключать, что эта платформа будет иметь поперечное расположение силового агрегата.

Фантазия Renault на тему «Duster для бездорожья». Впрочем, если проект Lada 4×4 NG будет реализован на французской платформе, то за основу возьмут не нынешнее, а следующее поколение «Дастера»

В настоящее время мы изучаем оптимальные варианты платформы для этого автомобиля. В том числе, с возможной архитектурой поперечного силового агрегата, что является глобальной тенденцией в сегменте 4×4/SUV

Пресс-служба ПАО «АВТОВАЗ»

Несмотря на дипломатичность формулировок, стало понятно: на заводе решили заранее подготовить почву к тому, что новая Lada 4×4 окажется кроссовером. Более того, в интервью, которое Пётр Михайлович Прусов успел дать агентству «Автостат» незадолго до смерти, патриарх отечественного автопрома открыто говорит, что вопрос выбора платформы можно считать решённым.

Французы считают, что новый автомобиль будет на базе [Renault] Duster. Я об этом знаю с декабря 2016 года. В ближайшее время выйдет приказ, где будет сказано, что работа над тем, что мы называем «Нива», прекратится

Пётр Прусов создатель ВАЗ-2121 «Нива»

«Может ли получиться такой [достойный называться «Нивой”] автомобиль на базе Duster? — задавал вопрос самому себе Прусов. — Может. Но это будет все-таки не джип, а неплохой кроссовер». При этом легендарный конструктор уверял, что решение по поводу платформы «зависит не от Николя Мора». Что неудивительно: не стоит забывать, что АВТОВАЗ принадлежит альянсу Renault-Nissan.

Chevrolet Niva-2: шанс на настоящий внедорожник

Полноценным вездеходом должна остаться Chevrolet Niva. Если, конечно, машина второго поколения дойдёт до потребителя… Как стало известно из переписки Минпромторга и Минэкономразвития, для постановки Niva-2 на конвейер СП «GM-АВТОВАЗ» необходимы 21,57 млрд рублей, причём совместное предприятие готово вложить только треть (6,57 млрд рублей) суммы.

Допустим, деньги найдутся: власти, увидев перспективы проекта, дадут госгарантии, а некий банк — кредит на немалые 15 млрд рублей. Вот только выпускать пока нечего, машина просто не готова! Для неё нужно подбирать подходящие двигатель и трансмиссию, так как изначально запланированные импортные агрегаты сейчас «не проходят по бюджету».

В Тольятти, особенно после продажи европейских активов GM французам, многие верят, что американцы скоро решатся от безысходности передать российскому автогиганту свою долю в совместном предприятии GM-АВТОВАЗ

С мотором ситуация более-менее понятна: АВТОВАЗ по контракту подгоняет под новую «Шниву» упомянутый 1.8. По трансмиссии окончательного решения нет. Скорее всего, российско-американской компании придётся использовать «классическую» коробку и «шнивовскую» раздатку — оба агрегата модернизированы для проекта Lada 4×4 NG. Если, конечно, «большой брат» согласится их отдать.

Что касается Chevrolet Niva 2, думаю, что GM все-таки хотели бы иметь этот проект, хотя они, конечно, и опаздывают. И хотя им обещана поддержка от нашего государства, но уверенно сказать, что этот проект состоится, я пока не могу. Думаю, что нет

Пётр Прусов создатель ВАЗ-2121 «Нива»

Нет ясности и с производством. Как сообщает «Русский автомобиль», GM-АВТОВАЗ окончательно отказался от возобновления строительства сварочного и штамповочного корпусов на территории ОЭЗ «Тольятти» — по информации портала, сварка кузовов для Chevrolet Niva-2 будет производиться «внутри» автогиганта. Но создание цеха находится лишь на стадии проектирования.

«Нива»: 40 лет на конвейере

Вспоминаем альтернативные проекты за рулем популярного отечественного внедорожника

5 апреля исполняется 40 лет со дня выпуска первого серийного ВАЗ-2121 «Нива», который не только дожил до наших дней в почти неизменном виде, но остается экспортным лидером АвтоВАЗа. А еще входит в тройку самых популярных внедорожников России. В день юбилея вспоминаем искрометную историю первого безрамного внедорожника в мире.

40 лет — один ответ

Я сажусь в «Ниву» и вспоминаю свои первые «Жигули». Эргономика далека от идеала, громко воет раздаточная коробка, жестко срабатывает подвеска, передачи включаются по-жигулевски нехотя, на большой скорости не хватает мотора.

Но я ждал худшего. Например, у современных «Нив» есть гидроусилитель руля, и парковочные маневры на грубом асфальте не требуют физподготовки. Лучше стало сиденье, осовременен салон, но главное — апгрейд ходовой части в 2009—2011 годах сделал «Ниву» гораздо стабильнее на прямой и надежнее в поворотах.

По сути, за все 40 лет «Нива» пережила лишь две серьезные модификации. В середине 1990-х она получила увеличенный до 1,7 литров объем мотора, тогда же появились вертикальные стоп-сигналы, а уже в начале нулевых — впрыск топлива. В конце нулевых АвтоВАЗ заимствовал фрагменты ходовой части у Chevrolet Niva, перенастроил подвеску и поработал над мелкими недостатками, например, усилил сцепление. Позже, уже в прошлом году, «Нива» получила газонаполненные амортизаторы, нерегулируемые подшипники передних ступиц и редуктор переднего моста, отстыкованный от силового агрегата.

Почему ирландские аборигены пожалели Тима Кука

Но принципиальных изменений конструкции не было, и это говорит не только об инертности АвтоВАЗа (хотя она, безусловно, есть), но и о сбалансированности исходной «Нивы».

К слову, опрошенные нами владельцы «Нив» были единодушны: автомобиль прекрасен с инженерной точки зрения, но проблемы качества преследуют его все 40 лет и не устранены до сих пор. Так, четырехмесячная «Нива» на фото уже несет следы ржавых подтеков на передних дверях.

Это багги какое-то!

Воскликнул я после получасового тест-драйва на бездорожье. Весь скепсис улетучивается, едва «Нива», с упорством крота, прорывает тоннель в вязкой апрельской целине. Она компактна, проворна и дерзка, как багги, но в сотню раз практичнее. В отличие от паркетников, «Нива» не застревает сразу и навсегда. Забуксовав, она оставляет тебе простор для творчества. Сдать назад и попробовать ходом. Пустить ее враскачку. Заблокировать дифференциал и включить понижающую, попробовав одолеть препятствие внатяг. Экспериментируй с траекториями, повышай мастерство, и «Нива» станет отменным оружием.

Но привычная нам «Нива» могла быть совершенно иной. В государственном конкурсе на автомобиль для села участвовал, например, Москвич-2150, компактный внедорожник с рамой и подключаемым полным приводом. Трудно сказать, стал бы он успешным, но, скорее всего, новую страницу в автопроме бы не открыл. Отказались от него по вполне прагматичным причинам — зачем стране еще один УАЗик, пусть и более компактный?

Иж-14 был оригинальнее. Как и «Нива», это была легковушка с полным приводом и вполне цивилизованным дизайном. Говорят, проект зарубили оборонщики, в чьем ведении тогда находился Ижевский автозавод. Связываться с сугубо гражданской машиной им не хотелось.

Но не было единства и внутри АвтоВАЗа. Консервативная часть конструкторского штаба не мыслила «джипа» без рамы, поэтому первый прототип «Нивы», прозванный за неказистый вид Крокодилом, тоже был «еще одним уазиком».

Роль личности в истории

Три недели не дожил до юбилея «Нивы» Петр Михайлович Прусов, ведущий инженер-конструктор проекта. Именно его команда отстаивала дерзкую концепцию «Нивы» с несущим цельнометаллическим кузовом (без тента) и постоянным полным приводом. Изначально проект рамного внедорожника опережал прусовскую «Ниву» по качеству проработки макетов, и первый носитель агрегатов был рамником. Однако Прусову удалось убедить руководство АвтоВАЗа. Трудно сказать, каковы были аргументы, но, вероятно, главного конструктора Владимира Соловьева подкупили более широкие возможности по унификации «легкового» внедорожника с основной продукцией завода.

Концепция Прусова и его команды в самом деле не вписывалась ни в какие рамки. Еще много лет спустя ведущие производители уповали на рамы, подключаемый полный привод, а иногда — на неразрезные мосты и рессоры на обеих осях. Пусть и с натяжкой, «Ниву» можно считать предтечей современных паркетников, суть легковых автомобилей с повышенными возможностями. По меркам 1980-х, «Нива» занимала ту же нишу и была универсальным автомобилем, который мог ездить по городу и пашне одинаково бодро.

Экспортозамещение

Если в передней части салона «Нива» не кажется столь уж тесной (с поправкой на класс), то задние сиденья и багажник у нее маловаты, а трехдверный кузов ограничивает пассажирские возможности.

В сочетании с высокой ценой — а «Нива» была в полтора раза дороже ВАЗ-2101 — это ограничило внутренний спрос в первые годы. Но спас экспорт, причем если изначально машину планировали поставлять в дружественные Союзу развивающиеся страны, то со временем география поставок покрыла 100 стран, включая всю Европу.

Помог и случай, например, сильные снегопады в Европе в конце 1970-х обеспечили «Ниве» хороший полигон для демонстрации возможностей.

«Нива» и по сей день остается основным экспортным продуктом АвтоВАЗа, и во многих странах Европы есть фан-клубы модели. Удивительно, но весьма удачная концепция «Нивы» не была скопирована никем в лоб, и переход на безрамные внедорожники на Западе начался двадцать лет спустя.

Машинки, которые могут оказаться прообразом «компакта» будущего

К сожалению, дни классической «Нивы», скорее всего, сочтены. АвтоВАЗ планировал свернуть ее производство еще 10 лет назад, однако стабильный спрос подтолкнул к модернизации «Нивы». Сколько ей отмерено? Трудно сказать, но вряд ли она продержится до следующего юбилея. На подходе радикально новая «Нива-3», скорее всего, на платформе автомобиля с поперечным расположением мотора.

Однако ВАЗ-21214, он же Lada 4×4, он же «старая Нива» навсегда вписал свое имя в историю автопрома, и не только российского — мирового. «Нива» — это самый веский ответ критикам советского автомобилестроения, которые утверждают, что оно не породило ничего оригинального. Породило.

А кроме того, это очень обаятельный автомобиль, из-за руля которого меня пришлось выгонять.

ZetDrive › Блог › Ниве 40 лет — чем живет легенда?

Среди всех отечественных автомобилей есть единственный, который заслуживает наивысшую оценку и статус легенды. Разумеется, речь о Ладе 4×4, до 2006 всем известной под названием Нива, которое после эксклюзивно отошло к преемнице ВАЗ-2123, но сути первого Вазовского полноприводника не изменило — автомобиль поныне выпускается и пользуется стабильным спросом, хотя уже 40 лет на конвеере!

Что же представляет собой автомобиль выпускающийся почти полвека? Разберем подробно на примере самой актуальной версии под названием Lada 4×4 Urban 5d или по-заводскому — ВАЗ-2131.

Если короткая Нива (сколько не переименовывай, Нива Нивой и останется) выкатилась из заводских ворот в 1977 году, то пятидверная лишь в 1993, да и то, в опытно-промышленном цеху, а на основную нитку конвеера было перенесено лишь 2016(!).

На счастье, в отличие от главного донора агрегатов ВАЗ-2103/06 и прочих моделей классического семейства,
Лада 4х4 много активнее модернезировалась и если классика так и не получила кондиционер, усилитель руля, АБС, да даже подогрев сидений не был доступен к концу тридцатилетнего цикла, то у Нивы все это есть(!).

В свое время Нива стала по-настоящему прорывным автомобилем — по сути иницировав тот самый класс кроссоверов, которые столь модны сегодня. Постоянный полный привод с несущим кузовом, раздаточная коробка, неразрезной мост сзади — скорее это портрет современного внедорожника, а никак не легкового кроссовера, потому Ладу 4х4 можно смело окунать в грязь.

За долгие годы производства и эксплуатации Нива по сути избавилась от всех уязвимостей, хотя и не до конца — например, из-за низкого расположенного генератора риск его повреждения после прохождения брода резко возрастает, а если нырнуть (пусть и кратковременно) по капот, то грязь может легко проникнуть в систему вентиляции, а при длительной эксплуатации на бездорожье в целом легковая конструкция начинает страдать — так полуоси из-за меньшей, чем у УАЗа колеи подвергаются излишней боковой перегрузке и могут выскочить. Впрочем, все подобное давно известно и устраняется, если не самим заводом, то владельцами. Внедорожного тюнинга и аксессуаров для Вазовских полноприводников невероятное количество!

По-настоящему слабым звеном в наше время является двигатель, пускай и со впрыском его мощность, как и в начале пути, порядка 80 сил (!). Альтернатив заслуженному силовому агрегату завод не предлагает.

Тут вновь придется обратиться к тюнерам, так glu-niva777 предлагает несколько вариантов форсировки, способных превратить в Ниву в зажигалку с соответсвующим снижением ресурса. Без допинга разогнать пятидверку до сотни не удалось, так как не хватило мерного участка (!) — но замерил трехдверку

Ну, а как управлять спустя года? Чувствуется ли в Ладе ретрокар?

Удивительно, но обновления помогли Ниве и сорокалетний возраст почти не чувствуется — рулить легко, тормозить тоже, про двигатель все уже сказал, а вот визитная карточка всех Нив осталась — шум трансмиссии по-прежнему радует.

А в остальном по-прежнему достойно — вне сомнения Лада 4х4 лучший отечественный легковой автомобиль до Весты, да еще и с возможностями мало кому доступными — пусть блокировка дифферинциала доступна лишь тюнингом, скромная масса и компактные габаритные размеры на бездорожье творят чудеса. В свое время я поучастовал в прекрасном оффроаде, где тема раскрыта более чем полностью.

Как видим, спустя долгий жизненный путь Нива по-прежнему может!

Также предлагаю ознакомиться с моими видеотестами данного автомобиля:


Также можно посмотреть видеотесты короткой Лады 4х4



Не забывайте делиться записью и радоваться за отечественного производителя!

Lada 4×4: есть ли жизнь после сорока?

Сорок лет назад, 5 апреля 1977 года, с конвейера ВАЗа сошли первые товарные ВАЗ-2121 Нива. И вот в нашей редакции на несколько месяцев прописалась трехдверная Lada 4×4. Что роднит ее с «дедушкой»? Разбираемся в ходе нашего теста.

Нива с детства засела у меня в голове. Помню, как в начале 90-х отец моего друга купил синюю Ниву, на которой не раз нас катал. А сколько разных Нив было в моем детском гараже! Позже, уже в 2009-м, судьба снова свела меня с ней — несколько десятков тысяч километров дорог полигона НАМИ за рулем модернизированной Лады 4х4. И вот, 5 апреля 2017-го, когда легенде стукнуло сорок, я забрал Ладу 4х4 цвета «кориандр» из пресс-парка АВТОВАЗа. На несколько месяцев мне предстоит влезть в шкуру нивовода. Впереди много интересного, а пока подведу итоги первой недели совместного проживания!

Держу я в руках связку из двух ключей и понимаю: есть вещи неизменные. Сколько модернизаций пережила Лада, а для дверного замка и замка зажигания по-прежнему разные ключики полагаются. Вот только качество исполнения упало. Ключ выходит из замка двери буквально со стружкой, а сама дверь захлопывается не с первого раза. Может, разработается? Заодно и едкий запах новой пластмассы салона выветрится? С годами металл в салоне окончательно оброс пластиком. Зато передняя панель все еще мягкая на ощупь — Кретам и Каптюрам привет! На центральной консоли появились новые клавиши — обогрев сидений и, внимание, кондиционер! Поставили бы еще нормальный блок отопителя. Ничего не имею против ползунков, если бы они не заедали. Хотя и вращающиеся рукоятки температуры и напора воздуха уж за сорок лет можно было поставить. Как и заменить подрулевые переключатели. Их все еще три — дальним светом ведает отдельный рычажок. И почему до сих пор стоит эта огромная жигулевская баранка? С гидроусилителем необходимость в большом руле давно отпала. К тому же есть нормальный руль от версии Urban. Ладно, пусть Нива не обижается на ругань. Я ж любя. Ведь не ее вина, что руководство завода на протяжении 90-х и «нулевых», вместо того чтобы вовремя улучшать автомобиль, просто собирало сливки с давно окупившегося проекта.

Потратив впустую время на поиск удобной посадки, я наконец вспомнил, где нахожусь. Поза здесь своя, особенная — согнутые ноги и тянущаяся к рычагу трансмиссии правая рука. А тянуться приходится частенько. Во-первых, чтобы держать динамику в тонусе — под капотом все те же скромные 80 л.с. И до 1500 об/мин тяги кот наплакал. А во-вторых, классическая вазовская коробка всегда радовала четким механизмом переключения. Процесс смены передачи попросту доставляет удовольствие водителю. Каюсь, сначала я опасался езды в московском трафике. Но вскоре боязнь ушла — если не лениться с переключениями, держаться в потоке очень легко. А какой обзор! Ни один современный автомобиль с кучей электронных помощников не даст такой полноты информации, как высокая посадка, тонкие стойки, видимый капот и большие наружные зеркала.

Но не в городе Нива раскрывается, а там, где кончаются дороги. Не откладывая в долгий ящик, отправляюсь в леса да поля. Очередная модернизация ходовой вывела энергоемкость на уровень «мастер». По ухабистому проселку можно смело лететь во весь опор, не боясь пробоев. При этом Lada не «козлит» на колдобинах, а именно проглатывает их. На тяжелом бездорожье она в своей стихии и всегда была надежной подругой. Хотя пара острых моментов все же были. Первый раз, когда на очередном буераке колеса вывесились по диагонали. Но, покрутив рулем и немного раскачавшись первой и задней передачей, из ловушки я выбрался. А вот второй момент был куда щекотливее, пошатнув звание «надежной». Дело было на полевой дороге, сильно изрезанной тракторными колеями. Вскоре довольно твердый грунт сменился мягким и дорога превратилась в весеннее месиво. Потеряв ход, я встал. Неужели застрял? Вот чем мне всегда нравился вазовский внедорожник — даже если застрял, всегда есть шанс выбраться самостоятельно. Так и случилось. Раскачавшись взад-вперед с заблокированным «центром», я выбрался из ловушки. Дальше шел ходом, ибо бездорожье на Ниве лучше всего штурмовать именно так. На первом же сухом островке развернулся и поехал обратно.

После очередной смачной пробуксовки на приборной панели зажглась пиктограмма с красным аккумулятором. Неужели ремень генератора оборвало? Выбравшись на твердую дорогу, заглушил мотор и открыл капот. Ремень не порвался, но слетел! Вот тебе раз. Он вообще был натянут? Слава богу, совсем рядом был придорожный сервис, где за 400 рублей мне надели ремень обратно и отрегулировали его натяжение.

Вот так, уже на 2000 км случилась первая поломка. Пусть и маленькая. Пусть и не поломка вовсе. Что ж, вместе со старым рулем и подрулевыми переключателями осталось и качество сборки. И все же, несмотря на устаревшую конструкцию и огрехи сборки, у Нивы есть и всегда будет свой характер и шарм. Равнодушным к этому автомобилю остаться нельзя. Его можно только любить или ненавидеть. Я определенно принадлежу к первой группе. И выстроившаяся очередь из моих коллег, желающих покататься, говорит о том, что я такой не один. В ближайшее время мы по-настоящему отметим юбилей легенды, на который позовем всех ее родственников.


  • К 40-летнему юбилею легендарной Нивы АвтоВАЗ выпустил особую Lada 4×4 40 Anniversary

    5 апреля легендарному внедорожнику, известному в народе как Нива, исполнилось ровно 40 лет с момента начала производства. К юбилею автомобиля АвтоВАЗ подготовил специальную комплектацию Lada 4×4, которая так и называется — 40 Anniversary.

    Внешне новая версия Lada 4×4, посвящённая 40-летию модели, от обычной будет отличаться новыми эксклюзивными цветами кузова, шильдиками «40 Anniversary» на переднем крыле и крышке багажника, а также литыми колесными дисками нового дизайна на резине Pirelli.

    Интерьер спецверсии также будет отличаться иной отделкой. Салон Lada 4×4 40 Anniversary получил трехтоновую кожаную отделку сидений, новые вставки в дверные панели, кожаную отделку рулевого колеса с контрастной прострочкой, накладки на пороги с названием модели, ворсовые коврики с вышитым логотипом спецсерии, а также новую приборную панель, отличающуюся новой разметкой и оранжевой шкалой.

    Никаких изменений по технической части внедорожник не получил. Автомобиль по-прежнему оснащаются бензиновым мотором мощностью 87 л.с., который работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Модель оснащается постоянным полным приводом и двуступенчатой раздаточной коробкой.

    Всего АвтоВАЗ планирует выпустить 1977 юбилейных внедорожников (по году начала производства модели). 5 апреля 1977 года начался серийный выпуск ВАЗ-2121 »Нива» — первого полностью оригинального автомобиля, разработанного на «АвтоВАЗе». Дата начала продаж новинки и цена на нее пока не объявлены.

    «Нива»: 40 лет на конвейере

    Вспоминаем альтернативные проекты за рулем популярного отечественного внедорожника

    5 апреля исполняется 40 лет со дня выпуска первого серийного ВАЗ-2121 «Нива», который не только дожил до наших дней в почти неизменном виде, но остается экспортным лидером АвтоВАЗа.

    А еще входит в тройку самых популярных внедорожников России. В день юбилея вспоминаем искрометную историю первого безрамного внедорожника в мире.

    40 лет — один ответ

    Я сажусь в «Ниву» и вспоминаю свои первые «Жигули». Эргономика далека от идеала, громко воет раздаточная коробка, жестко срабатывает подвеска, передачи включаются по-жигулевски нехотя, на большой скорости не хватает мотора.

    Но я ждал худшего. Например, у современных «Нив» есть гидроусилитель руля, и парковочные маневры на грубом асфальте не требуют физподготовки. Лучше стало сиденье, осовременен салон, но главное — апгрейд ходовой части в 2009—2011 годах сделал «Ниву» гораздо стабильнее на прямой и надежнее в поворотах.

    По сути, за все 40 лет «Нива» пережила лишь две серьезные модификации. В середине 1990-х она получила увеличенный до 1,7 литров объем мотора, тогда же появились вертикальные стоп-сигналы, а уже в начале нулевых — впрыск топлива. В конце нулевых АвтоВАЗ заимствовал фрагменты ходовой части у Chevrolet Niva, перенастроил подвеску и поработал над мелкими недостатками, например, усилил сцепление. Позже, уже в прошлом году, «Нива» получила газонаполненные амортизаторы, нерегулируемые подшипники передних ступиц и редуктор переднего моста, отстыкованный от силового агрегата.

    Но принципиальных изменений конструкции не было, и это говорит не только об инертности АвтоВАЗа (хотя она, безусловно, есть), но и о сбалансированности исходной «Нивы».

    К слову, опрошенные нами владельцы «Нив» были единодушны: автомобиль прекрасен с инженерной точки зрения, но проблемы качества преследуют его все 40 лет и не устранены до сих пор. Так, четырехмесячная «Нива» на фото уже несет следы ржавых подтеков на передних дверях.

    Это багги какое-то!

    Воскликнул я после получасового тест-драйва на бездорожье. Весь скепсис улетучивается, едва «Нива», с упорством крота, прорывает тоннель в вязкой апрельской целине. Она компактна, проворна и дерзка, как багги, но в сотню раз практичнее. В отличие от паркетников, «Нива» не застревает сразу и навсегда. Забуксовав, она оставляет тебе простор для творчества. Сдать назад и попробовать ходом. Пустить ее враскачку. Заблокировать дифференциал и включить понижающую, попробовав одолеть препятствие внатяг. Экспериментируй с траекториями, повышай мастерство, и «Нива» станет отменным оружием.

    Но привычная нам «Нива» могла быть совершенно иной. В государственном конкурсе на автомобиль для села участвовал, например, Москвич-2150, компактный внедорожник с рамой и подключаемым полным приводом. Трудно сказать, стал бы он успешным, но, скорее всего, новую страницу в автопроме бы не открыл. Отказались от него по вполне прагматичным причинам — зачем стране еще один УАЗик, пусть и более компактный?

    Иж-14 был оригинальнее. Как и «Нива», это была легковушка с полным приводом и вполне цивилизованным дизайном. Говорят, проект зарубили оборонщики, в чьем ведении тогда находился Ижевский автозавод. Связываться с сугубо гражданской машиной им не хотелось.

    Но не было единства и внутри АвтоВАЗа. Консервативная часть конструкторского штаба не мыслила «джипа» без рамы, поэтому первый прототип «Нивы», прозванный за неказистый вид Крокодилом, тоже был «еще одним уазиком».

    Роль личности в истории

    Три недели не дожил до юбилея «Нивы» Петр Михайлович Прусов, ведущий инженер-конструктор проекта. Именно его команда отстаивала дерзкую концепцию «Нивы» с несущим цельнометаллическим кузовом (без тента) и постоянным полным приводом. Изначально проект рамного внедорожника опережал прусовскую «Ниву» по качеству проработки макетов, и первый носитель агрегатов был рамником. Однако Прусову удалось убедить руководство АвтоВАЗа. Трудно сказать, каковы были аргументы, но, вероятно, главного конструктора Владимира Соловьева подкупили более широкие возможности по унификации «легкового» внедорожника с основной продукцией завода.

    Концепция Прусова и его команды в самом деле не вписывалась ни в какие рамки. Еще много лет спустя ведущие производители уповали на рамы, подключаемый полный привод, а иногда — на неразрезные мосты и рессоры на обеих осях. Пусть и с натяжкой, «Ниву» можно считать предтечей современных паркетников, суть легковых автомобилей с повышенными возможностями. По меркам 1980-х, «Нива» занимала ту же нишу и была универсальным автомобилем, который мог ездить по городу и пашне одинаково бодро.

    Если в передней части салона «Нива» не кажется столь уж тесной (с поправкой на класс), то задние сиденья и багажник у нее маловаты, а трехдверный кузов ограничивает пассажирские возможности.

    В сочетании с высокой ценой — а «Нива» была в полтора раза дороже ВАЗ-2101 — это ограничило внутренний спрос в первые годы. Но спас экспорт, причем если изначально машину планировали поставлять в дружественные Союзу развивающиеся страны, то со временем география поставок покрыла 100 стран, включая всю Европу.

    Помог и случай, например, сильные снегопады в Европе в конце 1970-х обеспечили «Ниве» хороший полигон для демонстрации возможностей.

    «Нива» и по сей день остается основным экспортным продуктом АвтоВАЗа, и во многих странах Европы есть фан-клубы модели. Удивительно, но весьма удачная концепция «Нивы» не была скопирована никем в лоб, и переход на безрамные внедорожники на Западе начался двадцать лет спустя.

    К сожалению, дни классической «Нивы», скорее всего, сочтены. АвтоВАЗ планировал свернуть ее производство еще 10 лет назад, однако стабильный спрос подтолкнул к модернизации «Нивы». Сколько ей отмерено? Трудно сказать, но вряд ли она продержится до следующего юбилея. На подходе радикально новая «Нива-3», скорее всего, на платформе автомобиля с поперечным расположением мотора.

    Однако ВАЗ-21214, он же Lada 4×4, он же «старая Нива» навсегда вписал свое имя в историю автопрома, и не только российского — мирового. «Нива» — это самый веский ответ критикам советского автомобилестроения, которые утверждают, что оно не породило ничего оригинального. Породило.

    А кроме того, это очень обаятельный автомобиль, из-за руля которого меня пришлось выгонять.

    Автомобилю «Лада Нива» исполнилось сорок лет

    5 апреля 2017 Александр Круглов фото АвтоВАЗ

    Ровно сорок лет назад, 5 апреля 1977 года, начался серийный выпуск внедорожника ВАЗ-2121 «Нива».

    За несколько лет до этого на только что запущенном Волжском автозаводе возникла идея создания лёгкого внедорожника для жителей сельской местности, в 1972 году были созданы первые ходовые прототипы модели, а в 1975 году было принято официальное решение о постановке автомобиля на конвейер.

    Разработкой модели занимались главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Пётр Прусов (он скончался 19 марта этого года, за несколько дней до юбилея своего детища), дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты завода. Результатом их работы стал новый для мирового автопрома тип машины — лёгкого внедорожника с несущим кузовом, независимой передней подвеской, постоянным полным приводом.

    За прошедшие годы было создано множество модификаций «Нивы» — удлинённые и пятидверные варианты, пикапы, болотоходы, автомобили специального назначения. В 1993 году была проведена масштабная модернизация модели, а в середине двухтысячных годов планировалось завершить выпуск «Нивы» в связи с запуском производства внедорожника Chevrolet Niva. Однако спрос на старую модель был достаточно высок, и внедорожник остался на конвейере, правда, уже под именем «Лада 4×4». В 2009 году автомобиль модернизировали ещё раз, но и в дальнейшем в конструкцию машины продолжали вносить улучшения.

    За сорок лет было выпущено около 2,5 миллионов экземпляров модели, из них более полумиллиона машин были отправлены на экспорт в другие страны.

    Сейчас АвтоВАЗ работает над новым поколением внедорожника. В феврале этого года было объявлено, что проект находится в стадии выбора компоновочных решений. По некоторым данным, руководство АвтоВАЗа решило отказаться от первоначального варианта модели с рабочим названием «Лада 4х4 NG», который предусматривал создание внедорожника с традиционными для «Нивы» компоновочными решениями: продольно расположенный силовой агрегат, постоянный полный привод, неразрезной задний мост. Вместо отвергнутого варианта внедорожника в серию пойдёт автомобиль, созданный на базе кроссовера Renault Duster следующего поколения (он пока не представлен). Но официально эта информация не подтверждена.

    АВТОВАЗ показал новую Lada 4×4 40 Anniversary со всех сторон

    Теперь стало понятно, чем будет отличаться салон автомобиля в «юбилейной» версии от обычной.

    Как сообщал «Колёса.ру» ранее, внешне новая версия Lada 4×4, посвящённая 40-летию модели, будет отличаться за счёт новых эксклюзивных цветов кузова, шильдиков «40 Anniversary», на переднем крыле и крышке багажника, литых дисков нового дизайна на резине Pirelli. Но АВТОВАЗ решил показать, как выглядит новинка внутри, и опубликовал фото интерьера.

    Салон автомобиля получил трёхтоновую кожаную отделку сидений, новые вставки в дверные панели, кожаную отделку рулевого колеса с контрастной прострочкой, накладки на пороги с названием модели, ворсовые коврики с вышитым логотипом спецсерии и. новую приборную панель, отличающуюся новой разметкой и оранжевой шкалой.

    Никаких изменений по технической части внедорожник не получил. Силовой агрегат представлен 87-сильным бензиновым мотором и пятискоростной МКП. Модель оснащается постоянным полным приводом и двуступенчатой раздаточной коробкой.

    Судя по шильдику, появившемуся на бардачке, АВТОВАЗ планирует выпустить 1977 экземпляров Lada 4×4 40 Anniversary. Клиентские мероприятия, посвящённые 40-летию внедорожника, начнутся летом. Дата начала продаж новинки и цена на неё пока не объявлены.

    Напомним, сегодня, 5 апреля в 1977 году было запущено серийное производство ВАЗ-2121 «Нива». В 2005 году модель получила другое название — Lada 4×4.

    Для комментирования вам необходимо авторизоваться

    Вот состряпать статью вы мастера. Может все же 1977 это не количество машин юбилейной версии, а год начала производства 5.04.1977 в серию пошел ВАЗ 2121 в последствии это стала нынешняя LADA 4×4.

    Хотели умным показаться, да не вышло?:) 1977 — это год начала производства автомобиля, столько же будет выпущено Lada 4×4 40 Anniversary, о чём красноречиво говорит наклейка на бардачке: до дробной черты, как вы можете заметить, четыре нолика, которые будут заменены на серийных машинах на порядковый номер выпущенного автомобиля специальной серии.

    Евгений, вы уже допускали ошибки в предыдущих статьях. Поэтому и решил уточнить. Я думал портал колеса с хорошей репутацией и отвечает своим читателям в рамках корпоративной этики или вы не обучены ей? Вы пытаетесь принизить интелектуальные способности читателя. Статья в первую очередь направлена на читателей, а не для галочки. Рейтинги порталов на прямую зависят от общения с читателями. Всего хорошего.

    Начну с цитаты: «Кто не грешен, пусть первым бросит в меня камень».

    Второе: прочтите свой пост. Это уточнение? Отдайте на экспертизу лингвисту, он объяснит вам, какая коннотация у слова «состряпать» в данном контексте, и что слово «мастера» тоже употреблено не в качестве похвалы. К тому же никаких знаков препинания и знаков, выражающих интонацию, там не видно, и звучит вся ваша фраза, как поучительная сентенция.

    Этике я обучен и нисколько не принизил ваши интеллектуальные способности.

    Если хотите вежливости, то будьте вежливы и вы. Используйте «волшебные» слова, которым учат еще в дошкольном возрасте.

    Я тоже желаю вам всего хорошего:)

    Давайте повысим ваши рейтинги на +1 пост с мой стороны.

    «Состряпать» это звучит в том плане, что статья написана с потолка этой информации нет ни на одном официальном портале выше упомянутого бренда и нет ни одной ссылки с чьих слов это написано. Вы не являетесь сотрудником ПАО «АВТОВАЗ», логично что статья была написана либо просто со слитых фоток или со слов «бабушек которые сидят на проходной у завода и лузгают семечки».

    Ну а уж темболее если не увидели вопроса в тексте первого поста

    Может все же 1977 это не количество машин юбилейной версии, а год начала производства

    То нам точно не о чем разговаривать с вашей «вежливостью» которую нужно выпрашивать

    Уважаемый, night game42. Очень странно было читать ваши комментарии . Слишком много эмоций и необоснованной обиды. У меня сложилось впечатление, что Вы просто придираетесь к автору. Судя по тексту постоянно ищите в его статьях ошибки. В свою очередь, прошу Вас обратить внимание на стиль написание ваших комментариев, наличие знаков препинания и правописание слов. Раз Вы даете автору ценные указание, то надо соответствовать роли грамотного критика в полной мере. Надеюсь, не задел Ваши чувства своим комментарием и верю в дальнейшее конструктивное общение.

    Внедорожник «Лада-2121»: обзор, технические характеристики и отзывы

    Самый известный внедорожник семейства «Лада» — ВАЗ-2121 «Нива». Впервые он появился в 1977 году. Это был первый полноприводный внедорожник в Советском Союзе, который быстро завоевал популярность не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Автомобиль активно поставлялся на экспорт. В этом году машине исполняется 40 лет. Тем не менее производится она до сих пор. Какие особенности имеет автомобиль «Лада» 4х4 2121? Обзор и технические характеристики внедорожника – далее в нашей статье.

    Модель 2121- это трехдверная модификация «Нивы». Также существовал и пятидверный, удлиненный вариант. В простонародье он получил кличку «крокодил». Внешне эти две модели очень похожи, за исключением длины колесной базы.

    В таком виде «Нива» производится до сих пор. С целью хоть как-то увеличить продажи, в 2014-м году вышла в серию новая версия «Урбан». Выглядит она следующим образом:

    Среди отличий – новая решетка радиатора, зеркала, диски и бампера. В остальном же, эта машина осталась все той же советской «Нивой» с квадратными формами и круглой оптикой.

    Что касается габаритов, «Лада Нива 2121» 4х4 является компактным внедорожником. Длина его составляет всего 3,72 метра, ширина – 1,68 метра, высота – 1,64 метра. Колесная база – 2,2 метра, что практически соответствует А-классу. За счет высокого клиренса (в стоке он составляет 22 сантиметра) и короткой базы машина отличается высокой проходимостью. Машина отлично приспособлена для бездорожья. Отзывы говорят, что даже на стандартной резине «Лада-2121» может дать фору многим зарубежным джипам. В этом и есть ее главное преимущество.

    Изначально в «Ниве» использовался «жигулевский» салон.

    Сначала сюда устанавливалась торпеда с «шестерки», а затем с «пятерки». Салон производящегося на сегодня внедорожника «Лада-2121» выглядит следующим образом:

    Если оценивать салон по сегодняшним меркам, то он довольно устаревший. Об этом говорят и отзывы владельцев. Даже в новом «Урбане» используется все та же классическая панель. Исключение составляют электрические стеклоподъемники, кондиционер и подогрев сидений. Но даже это не спасает ситуацию. Салон не очень комфортен. Особенно шумно здесь, когда работает печка. И хоть инженеры АвтоВАЗа говорили о доработках отопителя, в «Урбане» ничего не изменилось. Как и 40 лет назад, здесь все те же грубые переключатели и архаичные сиденья. Между передним пассажирским и водительским креслом располагается небольшой бардачок и прикуриватель. Подлокотника здесь нет даже в максимальной комплектации. Сзади довольно мало места у внедорожника «Лада» 4×4 2121. «Нива» имеет простой диван без выраженных поддержек. Единственный его плюс – возможность трансформации.

    Так, объем багажника может увеличиваться с 265 до 585 литров. При этом образуется ровный пол.

    Технические характеристики

    «Лада-2121» укомплектовывается бензиновым 8-клапанным двигателем объемом 1,7 литра. Его максимальная мощность составляет 83 лошадиные силы. Изначально это был «Жигулевский», полуторалитровый мотор. Путем нехитрых доработок по увеличению объема камеры сгорания, инженерам ВАЗа удалось увеличить мощность, чтобы адаптировать легковой двигатель для хоть и компактного, но все-таки внедорожника.

    Агрегатируется этот мотор механической коробкой передач на пять ступеней. Кстати, первые серии внедорожников «Лада-2121» оснащались 4-ступенчатой КПП, что стояла еще на «копейке». В плане обслуживания владельцев ожидают те же проблемы, что и на «Жигулях».

    О динамических характеристиках говорить не приходится. Даже при малой снаряженной массе в 1210 килограмм (практически легковушка) разгон до сотни занимает 19 секунд. Максимальная скорость не превышает 137 километров в час. Крейсерская для «Нивы» скорость – 75-80 километров в час. В этом диапазоне достигается оптимальный расход топлива в 10,8 литра по трассе. В городе машина потребляет до 14 литров бензина. Моторы рассчитаны на топливо АИ-92. Хотя ранние версии с легкостью переваривают 72-й бензин.

    Ходовая часть

    В отличие от УАЗа, здесь более комфортная, пружинная подвеска. Спереди – независимая рычажная система со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади имеется зависимая подвеска (балка) с телескопическими амортизаторами.

    Тормоза, привод

    Тормозная система – комбинированная. Спереди стоят дисковые механизмы, сзади – барабанные. Рулевое управление дополнено гидравлическим усилителем (касается современных «Нив» и модификаций «Лада Урбан»). Крутящий момент передается на обе оси. Здесь нет отключаемого привода. По этой причине у столь компактного и легкого внедорожника такой большой расход топлива. Присутствует также раздаточная коробка и жесткая блокировка межосевого дифференциала.

    Цены и комплектации

    Начальная стоимость новой «Нивы» в комплектации «Стандарт» составляет 455 тысяч рублей. В эту цену входит гидроусилитель, электрические стеклоподъемники, заводская тонировка, полноразмерная запаска, 16-дюймовые штампованные диски и аудиоподготовка.

    Комплектация «Люкс» доступна по цене от 488 тысяч рублей. Помимо базового оснащения, сюда входит кондиционер, подогрев передних сидений и точки крепления для прицепного устройства. Литые диски доступны только в исполнении «Урбан», которое в среднем на 100 тысяч рублей дороже.

    Нужен ли автомобиль сегодня?

    С появлением обновленной «Нивы» 2121 «Урбан», многие стали задаваться вопросом о покупке данного внедорожника. Но так ли целесообразны капиталовложения? Судя по отзывам, производитель мало внимания уделил технической части. В большей степени изменилась внешность благодаря бамперам и уровень оснащения (кондиционер, электропакет). В остальном же, это та же «Нива» со старыми проблемами. В салоне достаточно шумно и некомфортно. В зимнее время печка плохо справляется со своей задачей. Кузов не имеет антикоррозийной защиты. Двигатель – откровенно вялый и прожорливый. Единственное преимущество «Нивы» — это «честный» полный привод с блокировками и высокий клиренс. Настоящая стихия для ВАЗ-2121 – бездорожье. В пределах города использовать этот автомобиль не стоит. Об этом утверждают многочисленные отзывы владельцев. В качестве альтернативы можно приобрести более усовершенствованную «Шевроле-Ниву».

    Нива и Лада 4Х4: что кроме названия изменилось за 40 лет?

    Просмотров: 2 441 013

    Дайте Зрелищ

    ОЧЕНЬ СИЛЬНО КАЧЕСТВО УПАЛО ЗА 40 ЛЕТ

    Dima Popov

    Сергей Шатров

    В итоге за 40 лет увеличили гул трансмии

    Діма Свалявчук

    Каш-тест 0 з 16 гроб на колесах

    Сергей Капустин

    За 40 лет её лишили дворников на фарах.

    Сантьяго 444

    Иван Иванов

    Нихуя не изменилось. Так же ,как и всё другое в Расссыыы.

    Даже у грабов дизайн меняется, но только не у Лады)))

    Вадим Вранович

    В век электромобилей снимать такой ролик. 😱ну ребятушки Вы даете

    Михаил Величко

    Глупость — убрать омыватели и очистители фар. Глупость багажная дверь — в дождь с неё всё течет в багажник, там лужа. Дефлеторы обдува боковых стекол в салоне неэффективны. Для 5-дверки 83 сил мало. У пятидверки идиотская раскладка кузова на панели, поэтому ЛКП трескается по всем стыкам панелей и машина начинает ЗАПРОГРАММИРОВАННО ржаветь через несколько месяцев. Крепление молдингов боковых стекол спроектировали идиоты — при насадке молдингов на заводе уже сдирается ЛКП и ржавые потёки из-под молдингов через неделю после выезда из салона. Если машина стоит под дождём с креном на правый борт, то вода, скапливающаяся в сепараторе воздухозаборника, льётся в салон, потому что не хватило сделать водослив из сепаратора и с правой стороны. Если работают все стеклоочистители и салонный вентилятор, горят фары, в том числе и доп. фары (они необходимы, чтобы компенсировать утрату светимости остновных фар под слоем гярзи), то электромощи не хватает. В общем, она (особенно 5-дверка) безальтернативны в своей ценовой категории в силу вместимости, проходимости, уверенного движения по дорогам, но всё ВАЗ-2131 (особенно) это пример того, как хорошую идею извратить о опошлить.
    Про остальные косяки (немеренную шумность, запаску, там где лучше не надо и т.п.) все и так знают.

    За 40 лет мозгов не прибавелось

    Михаил Бобраков

    Нива это настоящий внедорожник, а не красовер

    Pawel Marinesko

    Автомобиль создан не в России, а в СССР. Главный конструктор не русский — а советский, а если копнуть глубже, то он вовсе белорус, а стаж и практику получал на ЗАЗе. Автор видео, не вводи зрителей в заблуждение и собирай больше информации из других источников перед публикацией.

    Pawel Marinesko

    Автомобиль создан не в России, а в СССР. Главный конструктор не русский — а советский, а если копнуть глубже, то он вовсе белорус, а стаж и практику получал на ЗАЗе. Автор видео, не вводи зрителей в заблуждение и собирай больше информации из других источников перед публикацией.

  • Ссылка на основную публикацию