Lancia Delta

Лянча Дельта Lancia Delta

1 поколение, 1979–1993

Компактный пятидверный хэтчбек Lancia Delta встал на конвейер в 1979 году, а через год выиграл конкурс «Европейский автомобиль года». Переднеприводная машина оснащалась бензиновыми моторами 1.1 (64 л. с.), 1.3 (75 сил) и 1.5 (85 л. с.), а также 1,9-литровым турбодизелем (80 л. с.) Более мощные версии имели моторы объемом 1,6 литра: атмосферный вариант развивал 105–108 л. с., а турбированный — 130–140 л. с. В течение нескольких лет модель продавалась в Швеции под именем Saab-Lancia 600.

Всемирную известность «Дельте» принесли специальные полноприводные модификации, созданные для омологации раллийных автомобилей. Первой и самой мощной машиной стала Lancia Delta S4, построенная в 1985 году для участия в чемпионате мира по ралли в классе «Группа B». От серийного хэтчбека здесь осталось только название и некоторые элементы дизайна — гоночный автомобиль имел среднемоторную компоновку, полный привод и оснащался 1,8-литровым турбодвигателем, мощность которого достигала 480 л. с. Для омологации машины в 1985–1986 годах было выпущено 200 «гражданских» хэтчбеков S4 Stradale с дефорсированным до 250 л. с. силовым агрегатом. В 1986 году «Группа B» была упразднена из-за того, что такие «суперкары» даже на гоночных трассах стали слишком опасными. Дальнейшие спецверсии имели гораздо больше общего со стандартными автомобилями.

Хэтчбек Lancia Delta HF Integrale Evoluzione, 1991–1994

В 1986 году дебютировала Lancia Delta HF 4WD с двухлитровым 165-сильным мотором. Через год была представлена Delta Integrale с «восьмиклапанником» 2.0 мощностью 185 л. с., а позднее и с шестнадцатиклапанным вариантом этого силового агрегата, выдававшим 200 л. с. Кроме двигателя, «Интеграле» отличалась также тормозными дисками увеличенного диаметра и перенастроенной подвеской. «Венцом» модельного ряда стала в 1991 году Delta Evoluzione с расширенной колеей, более широким кузовом и двухлитровым мотором, форсированным до 210–215 «лошадей». Все «заряженные» версии можно было легко отличить по двойным круглым фарам головного света (у стандартных машины была прямоугольная светотехника).

Lancia Delta (2008-2014) – премиум версия Браво

Delta третьего поколения разделила поклонников Lancia на два лагеря. Одни приветствовали появление новой версии прославленной модели, другие крутили носом из-за полной потери связи с легендарной Лянча первой серии.

Прообразом новой Лянча стал концепт Delta HPE, представленный в 2006 году. Автомобиль почти в неизменном виде дебютировал два года спустя на Женевском автосалоне. Экстравагантная Lancia Delta построена на узлах и удлиненной платформе Fiat Bravo (колесная база больше на 100 мм). В 2011 годe автомобиль претерпел небольшой фейслифтинг. Изменения ограничились новой решеткой радиатора и обновлением списка оборудования.

Кузов и интерьер

Всем известно, что итальянцы имеют уникальный талант создавать фантастически привлекательные автомобили. Delta один из лучших примеров такого мастерства. Благодаря точно выверенным пропорциям, даже спустя время, автомобиль по-прежнему выглядит свежо, интригуя прохожих и радуя глаза владельца. Особенно интересным является дизайн передней части кузова – смелые тиснения и хромированные акценты придают ему одновременно динамичный и элегантный вид. В задней части отчетливо выделяются изогнутой формы фонари, интегрированные в крылья. Лянча Дельта источает истинный итальянский стиль, благодаря которому хочется усесться в кресло с чашечкой свежесваренного капучино.

Интерьер демонстрирует тесную взаимосвязь с Fiat Bravo, но материалы, используемые при отделке салона, намного лучше. В комплектациях высшего уровня салон, как правило, имеет качественную кожаную обивку. Это позволяет чувствовать себя внутри автомобиля действительно по-особенному. Базовое оснащение, как и подобает представителям премиум класса, очень богатое и должно удовлетворить всех заинтересованных сторон.

Компактная Lancia Delta предлагает достаточно места пассажирам. Кроме того заднее сиденье может перемещаться в продольном направлении, позволяя выбирать между свободой в ногах и возможностью загрузить побольше чемоданов. Доступный объем багажника от 380 до 465 литров. К сожалению, есть недостаток – сравнительно высокий нижний край проема.

Линейка моторов Delta состоит из двух бензиновых и трех дизельных агрегатов. Базовым был турбодвигатель 1.4 T-Jet мощностью 120 л.с. Мотор имел и более мощную 150-сильную модификацию. Позже его заменил двигатель серии Multiair, развивающий 140 л.с.

Самый слабый из экономичных дизелей появился в 2011 году – 1.6 Multijet 105 и 120 л.с. Для более динамичных водителей был предназначен турбодизель 2.0 Multijet 165 л.с.

Топовыми считались бензиновый 1.8 Di T-Jet мощностью 200 л.с. и дизель 1.9 Twin Turbo 190 л.с. Обе силовые установки наделяли Lancia Delta очень хорошей динамикой: 0-100 км/ч за 7,4 и 7,9 секунды соответственно.

1.4 T-Jet — надежный и использует распределенный впрыск топлива. Газораспределительный механизм приводится в движение ремнем.

Четырехцилиндровый турбированный 1.8 наделен непосредственным впрыском топлива. Это должно было гарантировать экономичность. Однако, на деле едва удается уложиться в 9 литров. Этот двигатель известен еще по Alfa Romeo 159, где получил обозначение 1750 TBi (Turbo Benzina inizione). В Лянче его обозвали Twinturbo Jet, что вводит в заблуждение. В действительности у него нет двух турбокомпрессоров, он только один.

1.4 MultiAir появился в 2010 году. Он использует только один распределительный вал (OHC). Выпускные клапаны управляются непосредственно кулачком, а впускные — электрогидравлически. Кулачок только создает давление масла, благодаря которому и контролируются впускные клапаны. Давление масла управляется электромагнитным клапаном и оно пропорционально не только времени открытия клапанов, но и их ходу. Всего здесь 4 электромагнитных клапана — по одному на пару цилиндров.

Благодаря системе MultiAir, аналогичной конкурирующим системам BMW Valvetronic, Toyota Valvematic и Nissan VVL-i, дроссельная заслонка больше не требуется. Ее функционал заменен бесступенчатым ходом впускных клапанов. Еще одно преимущество МультиЭир — нет необходимости в электрогидравлическом вариаторе фаз газораспределения. С данной задачей справляются электромагнитные клапаны.

1.4 MultiAir практически идеален. Он быстро реагирует на добавление газа, и так же быстро сбрасывает обороты после отпускания педали газа.

Больше всего опасений вызывает надежность системы. Обычно новые технологию редко работают без сбоев, и здесь они тоже случаются. В таком случае отключаются цилиндры, либо электронный блок управления переходит в аварийный режим. Чаще всего подводят соленоиды. Если отказывает только один клапан, MultiAir все равно меняется целиком. Долговечность системы во многом зависит от качества и своевременной замены масла.

В бензиновых версиях порой разочаровывают катушки зажигания, турбокомпрессор (1.4 T-Jet), иногда обнаруживаются утечки из системы охлаждения.

Дизельный 1.6 MultiJet с самого начала соответствовал нормам выбросов Евро 5, а, значит, комплектовался сажевым фильтром.

Хорошей альтернативой 1.6 МультиДжет послужит 1.9 MultiJet с двумя турбонагнетателями. Помимо Lancia он устанавливался и в Saab. Его 190 л.с. были феноменальными. По сравнению с первоначальной версией двигателя с одним турбонагнетателем давление наддува увеличилось. Степень сжатия пришлось скорректировать — оно упало с 17,5 до 16,5:1.

Дизельные моторы в основном страдают из-за отказа навесного оборудования. Турбокомпрессор, клапан системы рециркуляции отработавших газов, проблемы с системой охлаждения и ошибки в программном обеспечении – вот основные причины вынужденного визита в сервис. Иногда подводит двухмассовый маховик. Владельцы также жалуются на DPF-фильтры – неотъемлемый атрибут современных дизельных двигателей.

Общая проблема всех 16-клапанных дизельных двигателей Fiat — выход из строя вихревых заслонок. Впуск здесь разделен на восемь каналов — по одному на впускной клапан. Половина впускных клапанов имеет заслонку во впускном канале. Заслонки со временем засоряются и начинают подклинивать, в результате чего двигатель переходит в аварийный режим. Однако, в отличие от некоторых конкурентов, они не отрываются и не всасываются в двигатель. Как отдельная деталь заслонки не поставляются, поэтому приходится менять весь впускной коллектор.

Трансмиссия

Лянча Дельта третьего поколения бывает только переднеприводной.

На Европейском рынке доминируют автомобили с 6-ступенчатой МКПП. Значительно реже встречаются экземпляры с «автоматом» и полуавтоматической коробкой передач.

6-скоростная роботизированная коробка передач Selectronic C530 шла в паре только с турбодизелем 1.6 MultiJet. Данной трансмиссии лучше избегать. Ее слабое место — гидроблок. Продлить ресурс поможет регулярное обновление рабочей жидкости — не реже одного раза в 60 000 км. Необходимо использовать только оригинальную жидкость Tutela CS Speed от Selenia. Если заполнять систему обычным ATF Dextron, то следует копить деньги на ремонт.

В роботизированной коробке передач используется обычное сцепление, как в механической коробке передач. Многие владельцы жалуются на рывки при переключениях или резкий старт, что затрудняет въезд на узкие парковочные места. Газа получается либо слишком мало, либо слишком много. Но это поправимо. Просто необходимо регулярно проводить регулировку сцепления — адаптацию.

Итальянцы в конструкции подвески сделали ставку на проверенные временем решения: стойки Макферсон спереди и торсионная балка сзади. Настройки подвески явно нацелены на обеспечение максимального комфорта в движении. И в самом деле, Delta, действительно хорошо справляется с неровностями.

Во время динамичного вождения все не так красочно. Кузов сильно кренится, а автомобиль имеет подчеркнутую склонность к недостаточной поворачиваемости. К счастью, в критических ситуациях вступает в работу ESP, но делает это очень деликатно. Лянча Дельта, несмотря на сильные двигатели, не располагает к быстрой езде.

Подвеска заслуживает похвалы за хорошую выносливость и ремонтопригодность. Передние рычаги позволяют менять отдельно сайлентблоки и шаровую опору. Задняя подвеска обычно не требует внимания.

Общие неисправности

Компактная Lancia Delta вопреки стереотипам не является завсегдатаем сервисов. Она сравнительно редко страдает от проблем с электроникой. Как правило, при появлении «елки» на приборной панели достаточно на некоторое время скинуть клемму с аккумуляторной батареи. Но возможно, что пора заменить АКБ новой.

Заключение

Lancia Delta безусловно понравится не каждому, но и стыдится ей нечего, даже в сравнении с именитыми конкурентами. Несмотря на «породистость», потенциальных покупателей может отпугнуть большая потеря в стоимости с годами.

Ссылка на основную публикацию