МВД вновь начнет проверять техосмотр автомобилей (пока только автобусов)

МВД вновь начнет проверять техосмотр автомобилей (пока только автобусов)

Контрольные закупки, проверки на дорогах и в пунктах технического осмотра: безопасность автобусных перевозок вновь будет в руках ГИБДД

Весной нынешнего года из сообщения главы ГИБДД Михаила Черникова стало известно, что технический осмотр автобусов (и речь идет только об автобусах) в скором времени вновь вернут в распоряжение ведомства. На тот момент не было данных, когда это должно было произойти, но что было понятно всем – снижения смертности в этой категории транспорта в противном случае добиться будет крайне непросто. На дорогах ездит слишком много технически неисправных ТС, перевозящих миллионы пассажиров ежегодно.

И вот не прошло и полгода, как Министерство внутренних дел подготовило нормативный акт, закрепляющий за ним полномочия по надзору за проведением техосмотра автобусов и непосредственное участие в процессе осмотра автобусного парка.

Проект изменений был опубликован на портале Проектов нормативных правовых актов: regulation.gov.ru в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Федеральным законом МВД России наделяется полномочиями по государственному контролю (надзору) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также участию в техническом осмотре автобусов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке, размещенной к проекту указа.

В расширенном функционале МВД планируется осуществление государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра. А также проведение внеплановых проверок, «специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции».

Иными словами, речь идет о внеплановых проверках пунктов технического контроля, проверках на дорогах и посредством контрольных закупок, об этом говорится на сайте МВД:

«Контроль за деятельностью операторов технического осмотра планируется осуществлять в формах внеплановых проверок, мероприятий в рамках надзора за дорожным движением и контрольных закупок.

Полномочия по участию в техническом осмотре автобусов предполагают, в том числе, личное присутствие сотрудников Госавтоинспекции на пунктах технического осмотра».

TOwindy › Блог › ГИБДД вернут право «проверять техосмотр».

Возможно, что скоро ОСАГО можно будет покупать, не предъявляя диагностическую карту, которую все равно придется возить с собой.
Неожиданно всплыл из небытия и сразу же оказался в фокусе внимания депутатов Госдумы вопрос о техосмотре машин. Вернее, о том, кто будет контролировать эту сферу и, соответственно, стричь купоны.
Очередную попытку «операторов техосмотра» отобрать у страховщиков бизнес по торговле диагностическими картами ТО поддержала Ярославская облдума. Ее депутаты внесли на рассмотрение коллег из Госдумы РФ соответствующий законопроект.

По мнению ярославских депутатов, контроль за сферой ТО у Российского союза автостраховщиков (РСА) надо немедленно отобрать. И отдать Российскому союзу организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Это основная «фишка» законопроекта. Но ее постарались замаскировать фиговыми листочками иных новелл. Предлагается, например, снять с автовладельца при покупке полиса ОСАГО обязанность предъявлять страховщику диагностическую карту о прохождении машиной ТО.

Параллельно ярославцы хотят ввести в Закон «О безопасности дорожного движения» запрет на эксплуатацию машин, не прошедших процедуру гостехосмотра. После этого, надо полагать, патрули ДПС начнут требовать у водителя для проверки не только права, СТС машины и полис ОСАГО, но еще и диагностическую карту ТО. Будем вновь, как до 2011 года, возить с собой еще и эту «простыню»?

Третья попытка сказочно разбогатеть

Но чего только не выдумаешь в пылу борьбы за контроль над системой государственного техосмотра! Ирония ситуации еще и в том, что ярославские думцы фактически идут по уже проторенной коллегами колее. Проложили ее летом прошлого года депутаты Калининградского и Мурманского законодательных собраний. Они почти точно так же предлагали Госдуме отобрать контроль за техосмотром транспорта у РСА и отдать его все тому же Российскому союзу организаций по контролю и диагностике транспортных средств — объединению «операторов техосмотра».

Но что-то, надо полагать, с тем законопроектом пошло не так.

«Операторы» рук не опустили и каким-то образом привлекли еще одних регионалов к решению своих задач.

В этой связи невозможно не вспомнить стенания «операторов техосмотра», с 2012 года писавших слезливые письма во всевозможные инстанции с кляузами на страховщиков. Вплоть до первого вице-премьера Игоря Шувалова.

«Операторы ТО» в данном случае больше всего напоминают обманутых вкладчиков, которых в строгом соответствии с законодательством оставили с носом ловкачи-страховщики. А теперь эти «вкладчики» пытаются всеми способами «вернуть свое». Вернее, то, что они считают «своим»…

Техосмотр и ДТП

Напомним, что когда в 2011 году с подачи Дмитрия Медведева закрутилась пресловутая «реформа системы ТО», ребята-«операторы» обрадовались и решили, что тоже могут поучаствовать в разделе денежного пирога, выдернутого из цепких лапок ГИБДД. Ведь, по неофициальным данным, купить талон техосмотра у коррумпированных сотрудников стоило 3000–6000 еще тех, не совсем девальвированных рублей!

При этом и тогда, и сейчас все заинтересованные лица прекрасно осведомлены: по причине неисправного состояния машин происходит ничтожное количество аварий. Так, согласно официальным данным, публикуемым ГИБДД, за прошлый год произошло 199 720 ДТП с пострадавшими. Из них только 1905 аварий (менее 1%) случилось по причине неисправностей машин. С точки зрения статистической науки такой процент с двух-трехкратным запасом укладывается в рамки погрешности.

Если же учитывать еще и дорожные происшествия, обошедшиеся без раненых-убитых (эти данные ГИБДД почему-то не публикует), то доля аварий из-за неисправных машин вообще устремится к нулю. Просто потому, что аварий без пострадавших случается гораздо больше. И происходят они в массе своей из-за нарушений водителями ПДД, а не из-за неисправностей.

Любой адекватный водитель знает: ежегодный техосмотр повседневного нормального технического состояния машины не гарантирует. Иной драйвер за год между техосмотрами пару раз всю подвеску своего авто перетряхнуть успевает. Не говоря уже о том, что большинство легковушек в течение года пару раз меняет резину с летней на зимнюю. Если ТО успешно пройдено, скажем, на летних колесах, то каким образом диагностическая карта может гарантировать, что водитель на холодный период не поставит «убитую» зимнюю резину? Вот и получается, что главная гарантия хорошего технического состояния машины сидит в голове автовладельца. А не в диагностической карте из какого-то техцентра.

То есть вся система «принудительного техосмотра» — не более чем повод вытянуть из автовладельцев лишнюю копеечку. При этом сотрудники пунктов ТО на практике, мягко говоря, крайне формально проверяют машину. Любопытно, что буквально через пару недель после техосмотра, официально пройденного машиной автора этих строк, ему пришлось ехать в сервис, чтобы реанимировать ручной тормоз и разбираться с износившимися вконец сайлент-блоками. И за что, спрашивается, я отдал тогда 880 рублей официальному «оператору техосмотра»? Специально же к нему ездил, потратив полдня! Другими словами, сегодня проще приобрести легальную диагностическую карту за 1000–1500 рублей, позвонив по одному из объявлений в Интернете. Эту бумажку тебе еще и на дом привезут!

А «операторы ТО», помнится, в 2011–2012 годах обрадовались, что вот сейчас отберут техосмотр у ГИБДД и на них сам собой польется денежный дождик — только ладошки подставляй. Понакупили под это дело оборудования для пунктов ТО, создали свое «сообщество» и стали ждать, когда к ним сами собой потекут бурные финансовые потоки. Ведь, по самым скромным экспертным оценкам, этот рынок составляет сейчас не менее 7 млрд рублей в год! Не сложилось — деньги потекли, но только в карманы аффилированных со страховыми компаниями фирмочек. Ведь контроль за ТО оказался в руках страховщиков.

Да и не могло быть иначе. С такими-то лоббистскими возможностями, которые имеются в распоряжении «страхового сообщества»! Оно, напомним, за последние полгода сумело аж двукратное удорожание ОСАГО протолкнуть через госрегуляторов. При том что страховые компании и так получали на этом рынке настоящие сверхприбыли: за 2014 год продали полисов ОСАГО более чем на 150 млрд рублей, а выплатили в виде компенсаций пострадавшим всего лишь 88,8 млрд. То есть получили практически 40% выручки буквально из воздуха. Что уж говорить о каком-то «рынке техосмотра» — скушали и его в момент.

Но «операторы техосмотра», похоже, все никак не могут успокоиться. Закупленное диагностическое оборудование взывает к реваншу. И борьба эта, судя по всему, еще не скоро утихнет: это ж как надо постараться, чтобы депутаты уже третьего региона подряд массово проникаются искренним сочувствием к бизнес-интересам «операторов ТО»?

ГИБДД снова займётся техосмотром автобусов

По мнению представителей МВД, возвращение этой функции Госавтоинспекции положительно повлияет на безопасность дорожного движения в стране.

Вопрос о возврате ГИБДД контроля за техосмотром автобусов обсуждают в МВД и Минтрансе. Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал ведомствам ещё осенью 2017 года по итогам заседания президиума Госсовета. Предположительно передача этой функции ГАИ должна увеличить безопасность движения на дорогах России.

Как сообщают «Известия», Минтранс РФ уже направил свою позицию в Министерство внутренних дел, однако суть этого документа пока не раскрывается.

Напомним, ГИБДД перестала осуществлять контроль за техосмотром всего автопарка в 2012 году, предполагалось, что это снизит уровень коррупции в этой области. На сегодняшний день действует правило, согласно которому техосмотр осуществляют частные операторы, получившие аккредитацию Российского союза автостраховщиков. При этом автобусы должны проходить процедуру ТО один раз в полгода.

По мнению начальника ГАИ Михаила Черникова, необходимо вернуть техосмотр автобусов под контроль Госавтоинспекции, однако проводить его он предлагает на базе оборудования операторов ТО. Глава ГИБДД напомнил о том, что сейчас готов пакет документов, целью которых является усиление контроля в сфере техосмотра.

В числе предложений есть вариант подключения к процессу системы «ЭРА-Глонасс», предполагается, что это позволит исключить выдачу фальшивых диагностических карт. В Ространснадзоре ранее выступали за введение фото- и видеофиксации процесса проведения техосмотра. Минэкономразвития предложило ввести уголовную ответственность за допуск к управлению неисправных машин, ставших виновниками ДТП, однако в Госдуме предложение не поддержали.

По итогам 2017 года в ГИБДД зафиксировали 6 455 аварий с неисправными ТС, их количество по отношению к предыдущему году выросло на 19,7%. На их долю пришлось 3,7% от общего количества серьёзных ДТП в стране. При этом в период с января по апреля 2018-го тенденция прежняя: из-за неисправностей случилось 3,8% инцидентов (1 665 случаев). Этот результат на 4,4% больше по сравнению с показателем первой трети прошлого года.

В прошлом году выросло число аварий с участием автобусов, всего их было зафиксировано 5 608. Этот результат на 5,9% превышает аналогичный показатель 2016-го. В течение первых четырёх месяцев 2018 года произошло 1 669 таких ДТП, что на 1,8% больше по сравнению с январём-апрелем 2017 года.

По словам экспертов, эффективным решением по вопрос некачественного техосмотра общественного транспорта в РФ может быть повышение ответственности предприятий за ДТП с неисправными автобусами. Тогда проверки состояния ТС начнут проводить намного внимательнее, чем сейчас.

Ранее стало известно об ужесточении норм для автобусов, используемых для перевозки детей. Так, запрет на использование автобусов старше десяти лет с 1 июля текущего года вступит в силу в столице, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Впоследствии он распространится и на другие регионы РФ.

Техосмотр автобусов планируют передать ГИБДД

В России рассматривается вопрос о возвращении техосмотра автобусов под контроль ГИБДД. В МВД считают, что передача этой функции Госавтоинспекции усилит безопасность дорожного движения. Сейчас техосмотр проводят частные операторы, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков. По словам экспертов, более эффективным решением может быть повышение ответственности предприятий за аварии с неисправными автобусами.

Техосмотр автобусов может вернуться под контроль Госавтоинспекции. В МВД «Известиям» сообщили, что это «окажет положительное влияние на состояние безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров».

Представить предложения по этому вопросу правительству поручил президент по итогам заседания президиума Госсовета осенью прошлого года. В проработке вопроса участвуют МВД и Минтранс, они должны были сформулировать свои предложения и представить их в Белый дом еще в феврале. Было ли это сделано, в МВД не уточнили.

В пресс-службе Минтранса сообщили «Известиям», что ведомство направило свою позицию в МВД. О том, в чем именно она заключается, в Минтрансе разъяснить отказались.

Контроль за техосмотром всего автопарка забрали у Госавтоинспекции в 2012 году. Таким образом планировали побороть коррупцию в этой сфере. Сейчас технический осмотр проводят частные компании — операторы, аккредитованные Российским союзом автостраховщиков. Автобусы должны проходить эту процедуру один раз в шесть месяцев. Оператор заполняет диагностическую карту, в которой содержатся сведения о том, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности.

Ранее начальник ГИБДД Михаил Черников заявлял, что нужно вернуть техосмотр автобусов под контроль Госавтоинспекции, но проводить его на базе оборудования операторов. «Мы видим после ДТП, насколько в хлам убитые (автобусы. — «Известия») осуществляют перевозку людей», — рассказывал он.

По словам главы Госавтоинспекции, подготовлен целый пакет документов, усиливающий контроль в сфере техосмотра. В том числе предлагается подключить к процессу систему ГЛОНАСС, чтобы исключить выдачу липовых диагностических карт. Ранее в Ространснадзоре отмечали, что необходимо ввести фото- и видеофиксацию прохождения техосмотра. Предполагается, что геопозицию машины сравнят с геопозицией техцентра, если они не совпадут — диагностическая карта выдана не будет.

Согласно отчету Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, в 2017 году было зарегистрировано 6,4 тыс. ДТП из-за неисправности транспортных средств. Это 3,7% от общего количества аварий. В январе–апреле 2018 года тенденция сохранилась: из-за неисправностей произошло 3,8% ДТП (свыше 1,6 тыс.), следует из данных ГИБДД.

Разделение штатного техобслуживания и полицейского техосмотра — это практика времен Советского Союза, заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Раньше она имела смысл, так как аттестованные инженеры при ГИБДД были квалифицированными сотрудниками. Сегодня на крупных предприятиях имеется штат работников, которые могут проводить как техобслуживание, так и техосмотр.

Лучшим решением, по мнению эксперта, будет страхование различных видов ответственности. Например, если автобус попал в аварию и при проверке были выявлены серьезные технические нарушения, владелец предприятия будет обязан выплатить более крупные, чем сейчас, компенсации пострадавшим. В этом случае проверки будут проводиться очень внимательно.

С возвращением контроля за техосмотром автобусов ГИБДД могут вырасти коррупционные риски, считает управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов. Независимые проверки могут быть эффективнее государственных, полагает эксперт.

Как писали «Известия», в России выросло количество аварий по вине водителей автобусов. В 2017-м они спровоцировали более 5,6 тыс. ДТП (на 5,9% больше, чем в 2016 году). В январе–апреле 2018 года зафиксировали 1,6 тыс. аварий по вине водителей автобусов, как и в предыдущем году за аналогичный период.

Техосмотр на глазок

Напомним, что изменится с 8 июня 2020 года в техосмотре. Диагностическая карта будет оформляться в электронном виде прямо в информсистеме АИС ТО. На бумаге она будет выдаваться по желанию автовладельца.

На пункте техосмотра будет вестись фотофиксация автомобилей, проходящих ТО. Предполагается, что будут делаться три фотографии: перед прохождением процедуры, после, а также во время самой процедуры будет фотографироваться идентификационный VIN номер машины. Эти фотографии также будут загружаться в АИС ТО, при этом с геолокацией места съемки. Это место должно быть в пределах 150 метров от геолокации самого пункта техосмотра.

Для всех пунктов техосмотра будет определена пропускная способность. Она рассчитывается исходя из количества линий осмотра, а также количества экспертов-техников, работающих в пункте. Все эти меры должны привести к тому, что автовладельцам придется проходить техосмотр, а не покупать диагностическую карту. Ограничение по пропускной способности приведет к тому, что пункт просто не сможет оформить лишнюю диагностическую карту сверх установленного лимита. Фотографии с геолокацией подтвердят, что автомобиль приезжал на пункт. Чтобы начать работать по новым правилам, все операторы должны быть переаккредитованы. При этом по новым требованиям Российский союз автостраховщиков должен не только проводить документарную проверку, но и осмотреть каждый пункт.

Как сообщил президент РСА Игорь Юргенс, сейчас в России 5200 пунктов техосмотра. Если они в одночасье решат аккредитоваться, то это 5200 командировок. Ныне установленная плата за аккредитацию таких расходов не покрывает. Соответственно, ее также потребуется увеличить. Но так как техосмотром занимается малый и средний бизнес, который государство защищает, то увеличить для них эти сборы никто не позволит.

Как отметил заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, сейчас стоимость техосмотра устанавливают регионы. В разных регионах она составляет от 300 до 1000 рублей. Например, в Дагестане техосмотр стоит 305 рублей. Этих денег не хватает, чтобы содержать ту технику, которая есть сейчас, и платить зарплаты экспертам, а новые вложения операторы не потянут. Понятно, что если вводить эти требования, стоимость техосмотра надо увеличивать, а это социальный вопрос.

Подсчет пропускной способности покажет, что количества ныне действующих пунктов ТО в регионах не хватает. Значит, их потребуется развивать. Но при нынешней ценовой политике реализация дополнительных требований приведет к тому, что желающих заниматься техосмотром не останется. И это может привести к тому, что в регионах диагностическая карта станет дефицитом. И транспорт просто не сможет выехать на дороги, не нарушив закон.

На совещании, которое прошло недавно с участием представителей операторов и всех министерств, один из операторов предложил ввести мораторий на поправки, пока не будут урегулированы все вопросы. А решить их надо до 1 апреля. И к этой дате принять все 19 подзаконных актов по техосмотру.

Ни страховщики, ни эксперты не видят проблем с техосмотром для частных легковых автомобилей. Так, по словам Игоря Юргенса, новые автомобили и личный транспорт не представляет опасности. За своими машинами люди следят, проходят техобслуживание. Но есть проблема с автобусами, которые попадают в резонансные аварии. Поэтому важно, чтобы техосмотр перестал быть формальностью.

Напомним, что сейчас новые автомобили возрастом до трех лет вообще не проходят техосмотр. С трех до семи лет — техосмотр проводится раз в два года. После семи лет — каждый год. Автобусы и такси должны проходить его два раза в год. Напомним, что теперь Госавтоинспекция будет контролировать проведение техосмотра автобусов.

Когда техосмотр вернут ГИБДД? Водителям готовят новый сюрприз

Весной текущего года, согласно сообщению главы Госавтоинспекции Михаила Черникова, стало известно, что технический осмотр (на тот момент только автобусов) в скором времени должны будут вновь вернуть в распоряжение ведомства.

Это были не просто слухи, и в течение полугода МВД подготовило нормативный акт, закрепляющий за ним полномочия по надзору за проведением техосмотра автобусов и непосредственному участию в процессе осмотра автобусного парка. МВД вновь начнет проверять техосмотр автомобилей (пока только автобусов)

Ну, а дальше, как вы сейчас увидите, больше. Министерство экономики вышло с предложением к правительству наделить МВД, вроде как, новыми, но такими знакомыми работникам Министерства внутренних дел полномочиями в области техосмотра. Как посчитали в Минэкономике, полиция должна быть наделена «полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического осмотра», об этом конкретно говорится в направленном в правительство министерством письме.

По всей видимости, будущий закон сможет наделить Госавтоинспекцию, в том числе, функциями контроля ТО посредством внеплановых проверок. Это неплохо ложится в проводимую крупную работу по реформе техосмотра, поправки к которому были приняты Госдумой летом текущего года и должны вступить в силу во второй половине следующего.

Напомним, что после того как у ГИБДД почти 8 лет назад изъяли контроль функционала по техосмотру, а проверять наличие диагностической карты стали выдающие ОСАГО страховые, качество оказываемых населению услуг упало, а возможности для ее получения за деньги, но без прохождения ТО возросли многократно.

Вот и получается, что властные структуры не нашли лучшего способа, как вновь наделить практикой контроля и внеплановых проверок операторов именно одну из структур МВД. И вроде как, логично, но есть некоторые «но».

«Передача этих полномочий МВД может означать на практике, что фактически весь контроль за ТО, операторами и их аккредитацией может перейти к полиции и ГИБДД», – рассказал источник газете «Коммерсант».

По предположениям специалистов, такое развитие функционала фактически может возвратить МВД к рабочей схеме, использовавшейся до 2011 года, то есть техосмотр полностью перейдет под контроль полиции. При этом как будет осуществляться реализация плана в министерстве с урезанным на порядок штатом, пока не ясно. На этот счет есть планы по маневру, но они пока только обсуждаются.

И все же, если проект пройдет все стадии рассмотрения, это не будет означать, что ГИБДД получит дополнительные полномочия по контролю операторов, уверены специалисты, функция останется у РСА.

МВД вновь начнет проверять техосмотр автомобилей (пока только автобусов)

Весной нынешнего года из сообщения главы ГИБДД Михаила Черникова стало известно, что технический осмотр автобусов (и речь идет только об автобусах) в скором времени вновь вернут в распоряжение ведомства. На тот момент не было данных, когда это должно было произойти, но что было понятно всем – снижения смертности в этой категории транспорта в противном случае добиться будет крайне непросто. На дорогах ездит слишком много технически неисправных ТС, перевозящих миллионы пассажиров ежегодно.

Контрольные закупки, проверки на дорогах и в пунктах технического осмотра: безопасность автобусных перевозок вновь будет в руках ГИБДД

Весной нынешнего года из сообщения главы ГИБДД Михаила Черникова стало известно, что технический осмотр автобусов (и речь идет только об автобусах) в скором времени вновь вернут в распоряжение ведомства. На тот момент не было данных, когда это должно было произойти, но что было понятно всем – снижения смертности в этой категории транспорта в противном случае добиться будет крайне непросто. На дорогах ездит слишком много технически неисправных ТС, перевозящих миллионы пассажиров ежегодно.

И вот не прошло и полгода, как Министерство внутренних дел подготовило нормативный акт, закрепляющий за ним полномочия по надзору за проведением техосмотра автобусов и непосредственное участие в процессе осмотра автобусного парка.

Проект изменений был опубликован на портале Проектов нормативных правовых актов: в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Федеральным законом МВД России наделяется полномочиями по государственному контролю (надзору) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также участию в техническом осмотре автобусов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке, размещенной к проекту указа.

В расширенном функционале МВД планируется осуществление государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра. А также проведение внеплановых проверок, «специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции».

Иными словами, речь идет о внеплановых проверках пунктов технического контроля, проверках на дорогах и посредством контрольных закупок, об этом говорится на :

«Контроль за деятельностью операторов технического осмотра планируется осуществлять в формах внеплановых проверок, мероприятий в рамках надзора за дорожным движением и контрольных закупок.

Полномочия по участию в техническом осмотре автобусов предполагают, в том числе, личное присутствие сотрудников Госавтоинспекции на пунктах технического осмотра».

Имеет ли право ИДПС проводить технический осмотр ТС на дороге?

Нет. Не имеет такого права. По этим действиям можно обращться с жалобой в прокуратуру (ст. 10 ФЗ «О Прокуратуре РФ», Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016))

Вы получили диагностическую карту от ИДПС?

Если нет, то это не техосмотр.

А выявление правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена) — это обязанность ИДПС.

Имеет право, но это осмотр транспортного средства называется

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 марта 2009 г. N 185

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Перечень административных процедур

31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

осмотр транспортного средства и груза;

70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

Здравствуйте. Технический осмотр ТС проводить не имеет права, а проверить техническое состояние транспортного средства может.

Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)

31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры

проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» нет не имеет такого права, обжалуйте их действия

В соответствии с п. 63 Административного регламента ГИБДД, утвержденного 02.03.2009. приказом МВД № 185, остановить автомобиль для проверки документов можно только на стационарно оборудованном посту ДПС. При этом в перечень документов, подлежащих проверке, входит:

1. водительское удостоверение;

2. ПТС (паспорт транспортного средства);

4. паспорт водителя и документы, удостоверяющие личности пассажиров.

На дороге инспектор ДПС имеет право остановить водителя по следующим причинам:

1. нарушение ПДД, зафиксированное инспектором лично;

2. поступление информации о нарушении ПДД от других инспекторов или участников дорожного движения;

3. наличие автомобиля в розыскных базах ГИБДД;

4. привлечение водителя в качестве понятого;

5. для оказания помощи пострадавшему;

6. использование автомобиля в служебных целях в чрезвычайных ситуациях.

Если инспектор ДПС, останавливая автомобиль для досмотра и проверки документов, руководствуется необходимостью проведения специальных мероприятий, то у него должно быть на руках распоряжение руководителя подразделения ОВД. Если показать данный документ сотрудник полиции не может, то он должен назвать по требованию водителя номер этого документа и фамилию руководителя, его подписавшего.

Согласно Приказу МВД №185 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»:

«31. Исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры:

. проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;. «

И на основании Приказа № 1240 с Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ:

«16.1. При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.. .

16.2. Основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:

отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;

наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;

наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движенияпри которых запрещается эксплуатация транспортных средств. «

Если всё же инспектор ДПС, остановив Вас на дороге, настаивает на проведении «техосмотра» , требуйте составления соответствующего акта.

МВД вновь начнет проверять техосмотр автомобилей (пока только автобусов)

В России скоро существенно изменятся правила прохождения техосмотра. Новую редакцию закона о техосмотре приняла Госдума в третьем, заключительном чтении 23 мая. Главная цель всех нововведений — вернуть автомобилистов к легальному способу прохождения ТО и заставить их отказаться от покупок диагностических карт без заезда на сервис.

Изменения настолько серьезные, что в силу они вступят только через год. Столько времени понадобится, в частности, на то, чтобы операторы пунктов техосмотра прошли аккредитацию. Страховщики не исключили, что из-за этого количество действующих пунктов резко сократится. Кроме того, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) признали, что при текущих ценах на прохождение техосмотра в регионах владельцам станций будет трудно сохранить рентабельность бизнеса.

Следить за правилами прохождения аккредитации планируют в РСА. В ГИБДД же займутся контролем за соблюдением правил проведения техосмотра и проведением внеплановых проверок и тайных закупок после соответствующих жалоб со стороны физических и юридических лиц, а также после сообщений СМИ. Разбираемся, как придется проходить техосмотр с весны 2020 года.

Диагностические карты начнут формировать в единой информационной системе техосмотра, а заверять их будет технический эксперт при помощи электронной подписи. Кроме того, операторам придется фотографировать машину с указанием координат, даты, времени начала и завершения прохождения техосмотра. Это сделано для того, чтобы исключить оформление «серых» диагностических карт без фактического заезда на сервис. Чтобы фотографии не отбраковывались, еще предстоит утвердить стандарты, которым они должны соответствовать, а также проработать возможность максимально точного определения координат места нахождения автомобиля.

Ранее предлагали снимать весь процесс на видео, однако позже от этой идеи депутаты отказались. В итоге правительство решило ограничиться двумя фотографиями: с начала и завершения прохождения технического осмотра. В РСА рассказали, что согласны с таким решением, потому что необходимость проводить видеосъемку, а в дальнейшем хранить полученные файлы в разы подняла бы стоимость всей операции, что ударило бы по автомобилистам.

«Можно было бы снять целый фильм о прохождении автомобилем ТО, но ведь понятно, что изображение можно исказить, также пришлось бы определять, с каких ракурсов все снимать, чтобы отразить все важные моменты, — объяснил представитель РСА Сергей Ефремов. — Все это технически сложно и дорого. Не все операторы потянули бы это, стоимость прохождения ТО могла взлететь».

Сейчас практически никак не регламентировано, какое реальное количество автомобилей может проверить тот или иной пункт техосмотра. Поэтому введение ограничений здесь также сильно усложнит схему оформления документов незаконным способом.

«У некоторых организаций линии позволяют проводить несколько десятков ТО в день, у других есть возможность проверить не больше 10 автомобилей, — уточнили в РСА. — Максимальное число операций определят при получении аккредитации. Инспекторы РСА будут выезжать для проверки и утверждать это число».

По словам страховщиков, если пункт техосмотра не может выдавать более 10 талонов, то система будет блокировать возможность внесения «лишней» информации в базу данных. Согласно новым правилам, технический эксперт должен быть по основному месту работы на каждой диагностической линии. Но при этом индивидуальный предприниматель, соответствующий квалификационным требованиям, может стать техническими специалистом собственного пункта техосмотра. Раньше это запрещали, а теперь малому бизнесу решили пойти навстречу.

Вопрос об ответственности водителей за отсутствие талона техосмотра находится в процессе решения — соответствующий законопроект принят Госдумой пока только в двух чтениях. Депутаты предлагают штрафовать водителей на 2 тыс. рублей, причем фиксировать нарушения хотят при помощи камер. Впрочем, штрафовать можно будет только один раз в сутки.

Никаких проблем с запуском автоматической проверки, как в случае с наличием у водителей полисов ОСАГО, не будет, уточнили в РСА. Так, вся информация о прохождении техосмотра будет находиться в единой базе данных. Более того, если страховщик узнает о таком нарушении, он будет вправе разорвать договор с недобросовестным водителем. А если машина нарушителя попадет в аварию, причиной которой стала неисправность, то страховщики получат право подать иск к автовладельцу.

«До 2012 года подобные штрафы существовали, — напомнили в РСА. — Потом их отменили, сейчас предлагается вернуть санкции за отсутствие техосмотра. Это мобилизует людей вовремя проходить ТО, следить за тем, чтобы автомобиль был в исправном состоянии».

Что касается недобросовестных станций техосмотра, то их за выдачу «серых» диагностических карт предлагают штрафовать на 300 тыс. руб. Кроме того, виновника предлагают лишать свободы на срок до полугода — соответствующее изменение планируют сделать в ст. 171 УК России «Незаконное предпринимательство».

В РСА прогнозируют, что ряд операторов ТО будут вынуждены уйти с рынка, поскольку просто не смогут соответствовать новым требованиям. Однако страховщики уверяют, что на сегодняшний день никаких проблем с доступностью пунктов техосмотра не существует. А если они возникнут, эту проблему должна будет решать местная администрация. Всего же в России на данный момент работает 4601 оператор — им принадлежит 5190 пунктов техосмотра.

«Если в ходе проверок будут выявлены нарушения, аккредитацию пункта техосмотра приостановят до устранения недостатков, — предупредили в РСА. — Если в течение года вскроются аналогичные нарушения, организацию лишат аккредитации. К примеру, в 2018 году после проведения контрольных проверок 314 пунктов были закрыты».

Вопрос о возможном повышении цен на техосмотр после запуска всех нововведений в РСА назвали «критичным», хотя напрямую говорить о повышении цен на услугу отказались. Однако рассказали, что в настоящее время в ряде регионов цены на прохождение ТО «слишком низкие». Страховщики также напомнили, что добивались утверждения минимальной пороговой цены за проведение ТО, однако в ФАС заблокировали инициативу.

«В Дагестане пройти техосмотр стоит 305 рублей, в Тюмени — 290 рублей. С такими ценами, с учетом всех требований, которые предусмотрены в законопроекте, будет трудно обеспечить рентабельность работы оператора, — предположил Ефремов. — Сейчас существует формула расчета стоимости ТО, которая утверждена ФАС. Но она отстала от текущей экономической ситуации. Мы обращались в ФАС с тем, чтобы ввести лимиты — нижний и верхний. Сейчас есть только верхний порог стоимости, а нижний не установлен. И те, кто хочет захватить рынок, могут опускать цены хоть до рубля. Но в ФАС выступили против. Сейчас стоимость техосмотра администрация каждого региона утверждает сама. По нашей оценке, прохождение техосмотра не может стоить ниже 1000 рублей».

Полномочия по контролю ТО могут вернуть полицейскому ведомству

Минэкономики предложило правительству наделить МВД новыми полномочиями в области техосмотра. Полиция, считают в министерстве, должна заниматься «выработкой госполитики» и разработкой «нормативно-правового регулирования». В итоге это может привести к тому, что ГИБДД вернет себе почти весь контроль за ТО, который был у ведомства до 2011 года. В самом МВД, по сведениям “Ъ”, к этой идее относятся скептически: под новые полномочия нужно увеличивать штат специалистов, а их, наоборот, не хватает.

Минэкономики направило в правительство РФ письмо, в котором предложило наделить МВД «полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического осмотра». Об этой инициативе “Ъ” рассказали в пресс-службе министерства.

Напомним, летом текущего года Госдума приняла пакет поправок, предполагающий масштабную реформу ТО. Изменения закона вступят в силу осенью 2020 года. Изменения внесены в несколько документов, включая КоАП и УК. Основные нововведения — штраф в 2 тыс. руб. за управление автомобилем без техосмотра и ужесточение ответственности для операторов ТО, торгующих диагностическими картами, не проводя никаких проверок. Такая практика стала массовой по итогам прошлой реформы ТО 2011–2012 годов, когда техосмотр стали проверять не инспекторы ГИБДД, а страховщики при выдаче полиса. Большинство экспертов признали реформу, по сути, провальной.

Кроме того, правительство поручило МВД и Минтрансу разработать большую часть подзаконных актов, связанных с новой редакцией закона о техосмотре. А вот орган власти, который отвечает за госполитику в области ТО, до сих пор не определен, заявили “Ъ” в министерстве. В текущей редакции закона этот функционал закреплен за правительством.

“Ъ” направил запрос в МВД, но оперативного ответа не получил. В полиции выступают против идеи Минэкономики, говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ”. «Передача этих полномочий МВД может означать на практике, что фактически весь контроль за ТО, операторами и их аккредитацией может перейти к полиции и ГИБДД,— говорит собеседник “Ъ”.— Но на это нет необходимых ресурсов». Напомним, в 2018–2019 годах Госавтоинспекция пережила несколько сокращений штата. Тем не менее, говорит источник “Ъ”, в аппарате правительства обсуждается такой сценарий: забрать у ряда органов власти имеющиеся полномочия в области техосмотра вместе с людьми и их финансовым обеспечением, передав их в МВД. «Решений на этот счет никаких не принято, но речь идет фактически о возвращении к схеме, существовавшей до 2011 года, когда весь техосмотр контролировался полицией,— говорит источник “Ъ”.— Тогда в технадзоре ГИБДД работало более 5 тыс. человек, а сейчас почти вдвое меньше».

Как изменился законопроект о реформе техосмотра ко второму чтению

«Ничего страшного в этой инициативе не видим,— считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.— Разработкой нового закона занималось Минэкономразвития, но, наверное, тема техосмотра все-таки ближе к МВД. Тем более что именно полиция занималась этой темой до 2011 года». Если решение в правительстве примут, это не означает, что ГИБДД получит какие-то дополнительные полномочия по контролю операторов, обращает внимание господин Ефремов: это функция РСА. «Что касается слухов о передаче и аккредитации в МВД, то, на мой взгляд, в самом министерстве этому не будут рады,— считает господин Ефремов.— Работа это крайне неблагодарная, требует дополнительных людей и затрат, ведь в России работает более 5 тыс. операторов». Во время последних сокращений штата из ГИБДД ушли последние «квалифицированные сотрудники технадзора», считает гендиректор союза «Техэксперт» (объединение операторов ТО) Сергей Зайцев, поэтому МВД нужно будет готовить новых сотрудников. При этом господин Зайцев подчеркивает, что аккредитация оператора — государственная функция, РСА заниматься этим не должен. Напомним, что в начале сентября, как сообщал “Ъ”, ЦБ предложил освободить РСА от функций куратора техосмотра: в Банке России опасаются, что союз не справится с возложенными на него обязанностями в рамках нового закона.

Ссылка на основную публикацию