Почему современные кроссоверы и внедорожники бессмысленны

Почему современные кроссоверы и внедорожники бессмысленны

Вот почему многие зря купили кроссовер или внедорожник.

Мы знаем, что мир в буквальном смысле сошел с ума, помешавшись на кроссоверах и внедорожниках. В итоге дошло до того, что компания Lamborghini выпустила внедорожник. Следом компания Ferrari начала думать, как не отстать от конкурента, и, как нам кажется, также в скором времени представит свой эксклюзивный кроссовер.

Почему же сегодня все автомобильные компании стараются выпустить как можно больше кроссоверов и внедорожников? Действительно ли покупка автомобиля этого класса оправданна и логична? Или же поведение толпы сегодня регулируется чистой маркетологией автопроизводителей?

Сегодня мы поговорим о том, что в большинстве случаев покупка кроссовера и внедорожника неоправданна. Но тем не менее люди готовы переплачивать за эти автомобили баснословные деньги. Хотите знать, почему многие кроссоверы и внедорожники не имеют смысла? Вот подробное объяснение.

Конечно, мы понимаем, что своим мнением мы, возможно, кого-то затронем, так как для многих автолюбителей кроссоверы и внедорожники – это открытие. Обращаем ваше внимание, что мы только высказываем свою точку зрения и не хотим ее кому-то навязать. Но при этом мы считаем, что вы должны знать некоторые вещи про этот вид автомобилей.

1) Внедорожники и кроссоверы жертвуют скоростью

Во-первых, давайте поговорим о скорости. Если вы посмотрите на технические характеристики любого нового внедорожника, а затем сравните их с легковым аналогом (легковым универсалом), то заметите, что универсал почти всегда быстрее. Это связано с одним очевидным основным фактором, влияющим на динамику разгона и максимальную скорость, – весом.

Например, в базовой версии кроссовера BMW X3 в кузове F25 c АКПП (xDrive 20i) снаряженная масса составляет 1 795 кг. Полная масса равна 2 305 кг. Снаряженная масса универсала BMW 320i в кузове F31 (xDrive) – 1 610 кг (меньше на 185 кг), а полная – 2 185 кг (меньше на 120 кг, чем у Х3). Соответственно, универсал BMW существенно легче кроссовера Х3. В автомобильном мире это колоссальная разница. Эффект от этого виден в динамике разгона.

Так, универсал BMW 320i с 0-100 км/час, согласно данным автопроизводителя, разгоняется за 7,9 секунды, тогда как Х3 с тем же мотором и той же мощностью делает спринт до «сотни» за 8,2 секунды. Разница 0,3 секунды, на первый взгляд, не очень существенная. При реальном же сравнении на дороге Х3 проигрывает универсалу как минимум на 0,5 секунды.

Судя по всему, подобная минимальная разница в динамике разгона BMW 320i и BMW X3 – самый настоящий маркетинговый ход автопроизводителя, чтобы привлечь внимание к кроссоверу. Но если сравнить максимальную скорость двух машин, то здесь разница уже приличная. Максимальная скорость BMW 320i F31 (xDrive) – 223 км/ч. Максимальная скорость BMW X3 F25 xDrive 20 – 210 км/ч. Если сравнивать дизельные версии, то разница в динамике разгона будет более существенной.

Обращаем ваше внимание, что мы сравнили первые попавшиеся машины. И эта разница в скоростях между легковыми универсалами и кроссоверами видна среди практически всех моделей кроссоверов и универсалов, представленных сегодня на рынке. И, как мы уже сказали, главный враг кроссоверов и внедорожников – это их вес. Это один из важных факторов, влияющих на скорость автомобиля, который не может обойти ни один автопроизводитель.

Помимо веса, на динамику разгона и максимальную скорость также влияет аэродинамика автомобиля, которая в универсалах намного лучше, чем в кроссоверах и внедорожниках. Дело в том, что большинство внедорожников имеют более высокий коэффициент сопротивления воздуха по сравнению с легковыми универсалами. Причина – в размерах кузова. Так, более крупный профиль кузова дает больше сопротивления воздуха при разгоне. Именно этот фактор и влияет на максимальную скорость машины.

В том числе многие кроссоверы и внедорожники часто страдают от более высокого центра тяжести. Но высокий центр тяжести влияет, кстати, уже не только на скорость, но и на маневренность на дороге. И все дело в том, что из-за высокого центра тяжести кроссоверы и внедорожники при поворотах имеют более существенный крен. В итоге кроссоверы и внедорожники, как правило, более медленные не только на прямой, но и при прохождении поворотов.

2) Внедорожники и кроссоверы всегда дороже легковых автомобилей

Больше – всегда лучше, не так ли? По этому принципу многие компании и производят внедорожники и кроссоверы в надежде с помощью хитрой маркетологии продать как можно больше автомобилей. К сожалению, больше еще не означает лучше. Если, конечно, речь идет не о цене. Например, это высказывание идеально подходит к ценообразованию в классе SUV. Ведь почти всегда все автомобильные компании хотят получить от нас при продаже кроссовера или внедорожника намного больше денег по сравнению с легковыми автомобилями.

Взгляните на картинку выше, которую мы взяли с официального сайта Мерседес-Бенц в России, и вы увидите пропасть между начальными ценами на автомобиль С-класса и кроссовер GLC-класса (в модельной линейке Мерседес относится к кроссоверам С-класса). Это не просто разница. Это более 1 000 000 рублей. Мы не говорим еще о версии GLC в кузове купе, за которую нужно доплатить как минимум 400 тыс. рублей. И это за менее практичный кроссовер!

И это не шутка! Та же история с Mercedes E-классом и внедорожником GLE (внедорожник Е-класса). Разница в начальной стоимости GLE и седана Е-класса 1 080 000 рублей.

Правда, если сравнить GLE с Е-классом в кузове универсал, разница, конечно, меньше. Но тем не менее все равно колоссальна – минимум 690 тыс. рублей.

Если же сравнить универсал Е-класса с GLE в кузове купе, то разница будет опять огромной, так как начальная стоимость GLE Coupe по состоянию на март 2018 года составляет 5 280 000 рублей. Причем эту сумму нужно отдать за менее практичный внедорожник-купе.

Самое интересное, что, переплатив такие огромные деньги за кроссовер / внедорожник, вы не много получите взамен универсала или седана. Единственное, что, отдав больше денег, вы получите более высокую машину, а значит, более высокую посадку водителя и пассажиров.

Но если вы думаете, что получите лучшее пространство внутри салона, например для ног, то глубоко ошибаетесь. Знаете ли вы о том, что универсал Е-класса имеет больше пространства в салоне для ног водителя и пассажиров, поскольку, как ни странно, но эта машина длиннее внедорожника того же класса?

Кто-то скажет, что, накручивая цену на внедорожник, обычно взамен автопроизводитель предлагает более напичканные различными опциями автомобили. Но это в большинстве случаев не так. Например, мы изучили онлайн-конфигуратор Мерседеса с целью сравнения базового оснащения автомобилей. В итоге набор оборудования Е-класса и GLE и GLE Coupe примерно одинаков. Так что тем, кому не важна высота машины, нет смысла переплачивать за более дорогие кроссоверы.

Кто-то нам возразит, что базовая модель GLE, в отличие от базового Е-класса, оснащена системой полного привода. Но помните, что вы переплатили не 100, 200 и 300 тыс. рублей. Вы переплатили более 1 млн рублей. За эти деньги вы не только сможете себе купить опцию 4Matic, но и заказать в Е-класс другое дорогостоящее электронное оборудование и роскошную отделку.

Если же вы хотите просто высокий автомобиль, чтобы просто сидеть выше других водителей, то, согласитесь, переплата в 1 млн рублей кажется неразумной.

Так что, как видите, в автомире не всегда работает формула «чем дороже, тем быстрее».

3) Внедорожники менее экономичные

Что, помимо высокой посадки, мы получаем, переплатив за кроссовер? Конечно, более прожорливую машину. Как правило, все кроссоверы и внедорожники менее экономичные. Их вес и коэффициент аэродинамического сопротивления влияет на потребление топлива. Например, давайте сравним официальные данные расхода топлива неполноприводного кроссовера Hyundai Creta (1,6 литра бензин, АКПП мощностью 123 л. с.) с его легковым аналогом Hyundai Solaris (1,6 литра бензин, АКПП мощностью 123 л. с.):

Почему вам не нужен кроссовер?

Разбираем «плюсы» и «минусы» популярного типа кузова

Любые технические изделия, главным достоинством которых заявлена универсальность, сотканы из компромиссов. Но эти компромиссы далеко не всегда означают успешность реализации принципа универсальности. В полной мере это относится к кроссоверам.

Не на том акцент

Кроссоверы — один из самых быстрорастущих сегментов автомобильного рынка на протяжении уже многих лет. Казалось бы, именно такой тип автомобиля должен наиболее соответствовать условиям эксплуатации в России. С нашими не всегда ровными дорогами — в масть большой дорожный просвет, а с нашей скользкой зимой — самое то полный привод. Но на деле оказывается, что все эти возможности мы используем всего несколько раз в год. А сами возможности оказываются совсем не тем, на чём делает акцент навязчивая реклама и на что мы повелись. Давайте разбираться.

Шины

Когда у меня появляются крамольные мысли о покупке кроссовера, я первым делом думаю о… шинах. Точнее — о той переплате, которую придётся сделать осенью. Ведь именно осенью мы задумываемся о покупке зимних шин. Несложный мониторинг показывает, что типичные для среднего семейного легкового автомобиля шины размерностью 205/55R16, как минимум, в полтора раза дешевле, чем типичные для кроссовера 225/65R17. Это, во-первых.

Во-вторых, вожделенный полный привод так и подмывает купить «нешумные» и «комфортные» нешипованные шины. Дескать, тот самый «волшебный» полный привод позволит не буксовать на скользком покрытии и на так называемых «фрикционных» шинах. Отчасти это так. Но при торможении все это полноприводное хозяйство никак не участвует. И характер торможения от типа привода практически не зависит. А значит — шипы, как обычно, предпочтительнее.

Расход топлива

Тут снова красноречивее некуда. Кроссовер «жрёт» значительно больше, чем семейная «легковушка». Прежде всего потому, что он банально тяжелее. Вдобавок, как мы уже писали ранее, валы приводов в большинстве кроссоверов всегда остаются соединёнными с колёсами. И даже в режиме 2WD они продолжают крутиться и требовать на свою раскрутку дополнительную мощность от двигателя. Которую можно взять только потратив лишнее топливо.

Но и это ещё не всё. Кроссовер более прожорлив и на трассе. Ведь площадь его лобовой проекции априори больше, чем у «легковушки». Да и коэффициент лобового сопротивления обычно выше. Соответственно — нужно проталкивать впереди себя значительно большую массу воздуха. Которая на скоростях за «сотню» отбирает львиную долю мощности мотора.

Ресурс узлов и агрегатов

Подавляющее большинство современных кроссоверов сделано на базе каких-либо сугубо легковых моделей (а исключений типа Land Rover Freelander исчезающе мало). И на кроссоверах используются те же самые двигатели и трансмиссии, что и на «донорах». Очевидно, что эти моторы и коробки передач будут работать в более нагруженном режиме. Как следствие — меньший ресурс и выше вероятность не только поломки, но и «простого» перегрева. Который тоже приводит к поломкам, только более масштабным и дорогостоящим. И не будем забывать о соблазне использовать полный привод на «бездорожье», где нагрузка на узлы и агрегаты возрастает многократно.

Мечты о полном приводе

Почти все современные кроссоверы полным приводом оснащены чисто номинально. Да, в одних и тех же условиях, например, глубокой лужи на раскисшем просёлке, даже кроссоверный «недополный» привод окажется предпочтительнее. Но задайте себе вопрос — а насколько часто вы проезжаете глубокие лужи на раскисших после дождей просёлках? Бьюсь об заклад, что среднестатистический житель крупного города делает это один раз в десять лет. Лично я за 22 года «легковой» водительской жизни НИ РАЗУ не застревал в таких ситуациях. Зимой при неверно выбранной тактике преодоления заснеженных участков второстепенных дорог — да, пару раз приходилось звать на помощь. Но с таким же «успехом» я засаживал и настоящие джипы. Только вытаскивать их приходилось с гораздо более серьёзными издержками.

Что же касается кроссоверного «полного привода», то на любом более-менее несерьёзном бездорожье (а о серьёзном даже говорить не будем) муфта привода на вторую ось перегреется за несколько минут. И машина дальше не поедет. Можно подождать пока муфта остынет и восстановит работоспособность. Но даже начинающий джипер знает, что тронуться с места (или ехать «внатяг») на сложных участках — это совсем не то, что проскакивать их ходом.

Любая реклама, где расписываются «достоинства» полного привода очередного кроссовера, обязательно содержит слово «интеллектуальный». Дескать, наша «интеллектуальная» меганавороченная полноприводная супер-система настолько совершенна, что сама определяет — какое покрытие под каждым колесом и соответственно распределяет тяговые усилия. Во-первых, это в 98% случаев — лукавство, которое в особо запущенных случаях переходит в наглое враньё. Хотя бы потому, что адекватно контролировать тягу на каждом колесе — очень сложно и дорого. За «интеллектуальность» обычно отвечает одна-единственная электронно-управляемая муфта, которой «помогают» штатные тормозные механизмы, подтормаживая буксующие колёса и перераспределяя через дифференциал тягу на другое колесо оси.

Но вся эта «интеллектуальность» работает с лагами и неизбежным задержками. И этими задержками она может быть опасна, особенно для опытного водителя, который только что закончил курсы контраварийной езды. Опытный водитель «на подкорке» отреагирует газом и рулём на внезапный занос на скользком покрытии, а в «интеллектуальный» алгоритм работы полного привода зашито, что автомобилем управляет откровенный «чайник». Эти действия водителя и алгоритма неизбежно входят в противоречие, заканчивающееся или в кювете, или на встречной полосе.

Да и в обычных режимах баланс «управляемость/плавность хода» у кроссоверов априори хуже, чем у «легковушек». Сказывается не только более высокий центр тяжести и неоптимально расположенный центр крена, но и большая неподрессоренная масса.

Рискну высказаться по поводу ещё одного «минуса» кроссоверов. Этот «минус», кажем так, морально-этический. Помните рекламу кроссовера «Рено Дастер», где говорится, что, мол, раньше внедорожники были доступны только избранным? Это же непосредственное воздействие на самые низменные инстинкты и желания — поставить себя выше других. Мол, купи этот автомобиль — и сам попадёшь в ряды «избранных». С «душком» призыв, не правда ли?

А есть ли «плюсы»?

«Плюсы» у кроссоверов, как ни странно, всё-таки есть. Прежде всего, это более высокая посадка, позволяющая лучше мониторить дорожную обстановку. Ещё один «плюс» — гораздо более практичный кузов типа «универсал». Кстати, многие нынешние владельцы кроссоверов вынуждены покупать именно их по причине крайне скудного предложения на рынке классических легковых «универсалов».

Что же касается вожделенного полного привода и большого дорожного просвета, то смекалка и элементарные познания в характере поведения автомобиля позволяют прекрасно обходиться без того и без другого. Причем обходиться в ситуации, ради которой кроссоверы большинством из нас и покупаются.

Ссылка на основную публикацию